четверг, 12 сентября 2013

5 сентября на Венецианском кинофестивале показывали три участника из основного конкурса: художественные картины
"Бродячие псы / Stray Dogs / Jiaoyou" и
"Ревность / La jalousie", а также документальную ленту
"Священная римская кольцевая / Sacro Gra".

Команда фильма "Бродячие псы / Jiaoyou" на фотоколле
Смотреть дальше.

И Чэн Ли, И Чинг Лу, И Чи Ли, режисёр Цай Минлян, Ли Кан-шен


И Чэн Ли и И Чи Ли
Видео-отчёт с пресс-конференции и фотоколла картины "Бродячие псы / Jiaoyou"
В конкурсе Венеции наконец показали картину, по-настоящему достойную, как мне кажется, главного приза фестиваля – "Бродячие псы" тайваньского режиссера Цая Минляня.
Цай Минлян – один из самых известных современных тайваньских режиссеров, обладатель наград Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестиваля – снял новый фильм со своими постоянными актерами – Ли Кан-Шеном и Чэнь Шиан-чуй в главных ролях. "Бродячие псы" - картина визуально совершенная, наполненная не только конкретной социальной проблематикой, но и глубокими философскими смыслами. Читать дальше.
Главный герой Цяо Кан – мужчина средних лет, работающий на улице живым рекламным плакатом. И в дождь, и в стужу стоит он в дождевике с огромным баннером, рекламирующим строительством очередного жилого комплекса. Сам герой при этом не имеет нормального жилья – спит на полу в каком-то заброшенном подвале, без электричества и воды. У Цяо Кана, к тому же, есть двое детей, которые ведут точно такой же образ жизни, как и их отец. Семье приходится мало питаться и умываться в общественных туалетах, но, кажется, что это совсем не мешает их бродячей жизни. Периодически в жизни этой семьи появляется мать. Наверное, когда-то у них с мужем все было хорошо, но сейчас они живут порознь.
Сюжетную линию фильма пересказать непросто. Структурно "Бродячие псы" делятся на две части. В первой - основным местом действия является лачуга отца, во второй – какой-то заброшенный дом, в котором живет мать. Кажется, что вторая часть предшествует первой, но, в принципе, трактовать именно событийный ряд этой картины можно по-разному: каждый увидит в ней свои события и причинно-следственные связи. К тому же и роль матери детей, жены Цяо Кана играют три разные актрисы: одна появляется в самом начале картины (это мать, которая даже во сне "стережет" своих детей), другая – в середине (она периодически забирает дочь в супермаркет, где работает, а в остальное время ходит кормить бродячих псов на руинах разрушенного дома), и третья – в заключительной части картины (это не только заботливая мать, следящая за своими детьми, но и жена, которая больше не любит своего мужа).
Главными в фильме являются несколько ключевых, просто поразительно воплощенных на экране сцен, которые передают отчаяние главного героя. Когда он стоит под проливным дождем и поет лирическую песню, когда поедает кочан капусты так, что кажется, вместе с ним уничтожает всю свою жизнь и когда под опять же проливным дождем у него отбирают собственных детей. От двух последних сцен картины, каждая из которых статична и длится примерно по 10 минут, просто невозможно отвести взгляд. В глазах актеров – все отчаяние неудавшейся любви и вся боль одинокой, бродячей жизни. Этот фильм – подлинный шедевр, который войдет в историю мирового кино.Можно сколько угодно горевать о закате эпохи авторского кино и упадке фестивального движения, но стоит появиться на общем, привычно тусклом, фоне фигуре по-настоящему масштабной, и тут же забываешь о собственных выводах. Новая картина тайваньского режиссера Цай Мин-Ляна в Венеции моментально затмила большинство конкурсных фильмов, задав иной стандарт – тот самый, к которому отсылают перед каждым сеансом 2013 года юбилейные ролики старых фестивалей (а на тех среди победителей мелькают то Висконти, то Тарковский, то Куросава). Этот режиссер сегодня – среди немногих, кому удалось подняться до планки, заданной титанами прошлого. О разрыве эпох свидетельствуют даже не сами его упоительные фильмы, а то, как мало их знают в мире: Цай снимает больше двадцати лет, на его счету десять полнометражных лент, «Золотой лев» и два «Серебряных медведя», но радикализм созданного им киноязыка никак не позволяет найти хоть какую-то нишу в прокате. Читать дальше.
Меж тем карьера до сих пор мало знакомого публике великого автора подошла к завершению. В Венеции, вслед за закончившим карьеру другим гением – Хаяо Миядзаки, – он заявил, что потерял интерес к кино и сказал все, что мог.
«Бродячие собаки» могут оказаться последним его фильмом.
Своей обстоятельностью и дотошностью кинематограф Цай Мин-Ляна напоминает об изобразительном искусстве. Во время выбора натуры для «Бродячих собак» он отыскал в развалинах на окраине Тайпея современную картину – фреску с безлюдным морским пейзажем: каменистый берег, тихая вода, горы на горизонте. В двух ключевых эпизодах фильма герои приходят ночью в разрушенное здание, чтобы увидеть наскальную живопись. Неподвижная камера смотрит на стену, в центре которой будто открывается вход в параллельный мир, непривычно долго. Идет минута за минутой, и мы в режиме реального времени учимся воспринимать кино заново: так же вдумчиво, как на выставке, рассматриваем картину, открываем в ней новые глубины и смыслы. Когда Цай разворачивает камеру, смотря уже не на стену с пейзажем, а в лица тех, кто ее видит, время останавливается: остаются только слезы на лице женщины и громкое дыхание мужчины за ее плечом. Ничто больше не нарушает тишину, даже звуки проезжающих машин за окном замолкают.
С такого же продолжительного кадра фильм начинается.
Двое детей спят на матрасе, укрывшись одним одеялом, рядом с ними молча сидит и расчесывает волосы женщина; сквозь этот образ на экране проступают иероглифы титров. В глаза бросается значимое отсутствие мужчины. Он не замедлит появиться в кадре пару минут спустя. На обочине автострады, едва вынося нечеловеческий ветер и шум, рядом с другими такими же бедолагами он стоит в дождевике, вцепившись в шест с рекламным объявлением о сдаче квартир. Он – человек-объявление, безымянный и безвестный, рекламирующий дома, но не имеющий собственного жилища. Он – Ли Кан-Шен, постоянный актер Цай Мин-Ляна , его муза и альтер эго, чьи бесстрастные невыразительные черты чудесно преображаются в каждом следующем фильме. В «Бродячих собаках» его новое амплуа – отец-одиночка. Это его дети спали в первом кадре. Пока он будет зарабатывать деньги, те будут блуждать по супермаркетам и рынкам в поисках еды.
Одни, без матери, которая, вероятно, им лишь снилась.
Мечта о женщине, которой нет, пронизывает и освещает молчаливые сцены, в которых бездомная семья скрупулезно готовится ко сну: чистит зубы и умывается в общественном туалете, переодевается в пижамы, укладывается спать в очередном временном пристанище и засыпает под шум непрекращающегося дождя. Это мечта о доме и покое, мечта о будущем, в которое отец однажды совершит неожиданный рывок: бросит работу, выведет детей из дому и под проливным дождем попробует увезти их на своей лодке куда-нибудь подальше из неприветливого города. Тогда-то женщина появится из зарослей и спасет, как в сказке, мальчика и девочку.
Сказки в фильмах Цай Мин-Ляна все мрачнее.
Одну из них новообретенной маме рассказывает девочка перед сном: лягушки просили себе короля, чтобы защитить от обидчиков, небо же прислало им сперва сухой сучок, а потом журавля, который их всех и сожрал. Простые реалии жизни, в которой такие лягушки, как они, не смеют претендовать на полноценное существование.
Чтобы попасть в руины и увидеть картину с пейзажем на стене, герои должны миновать своеобразную прихожую и покормить там бездомных собак: будто задобрить Кербера перед входом в иное измерение. Так и весь фильм Цай Мин-Ляна, в котором нетрудно увидеть правозащитно-социальный пафос, в конечном счете ведет в параллельную вселенную, где у семейства есть собственный дом. Там по вечерам дети делают уроки, папа после ванны отдыхает в массажном кресле, а мама в это время укладывает детей. Маму, кстати, играют три разные актрисы – ее образ нарочито размыт, хотя неизменно загадочен и прекрасен.
А папа бестолков и потерян, подобно режиссеру фильма, уставшему снимать кино и переставшему верить в его осмысленность.
В самом парадоксальном и неожиданном эпизоде «Бродячих собак» герой ложится спать и обнаруживает рядом с собой сделанную детьми суррогатную женщину – куклу с капустным кочаном вместо головы. Он сначала целует ее, потом вдруг душит подушкой, после чего отрывает «голову» и начинает ее есть: рвать руками и зубами, набивать рот и торопливо глотать, по ходу процесса рыдая от наплыва чувств. Вся жестокость и трогательность фильма – в этой сцене, где, несмотря на физиологичность, рождаются самые разные смыслы. Капуста – привычная пища бедняков, в капусте находят новорожденных (где, спрашивается, еще этот неудачник мог взять детей?), капуста многослойна и нескончаема, как кинематограф Цай Мин-Ляна: понять его до конца так же невозможно, как в одиночку съесть увесистый кочан. А во французском языке (французы – сопродюсеры картины) выражение «mon chou», один из переводов которого – «моя капустка», служит нежным обращением к близкому человеку. Та нежность, которую режиссеру удается передать на экране вовсе без помощи слов.
Это редкое умение и свидетельствует о том уровне таланта, для оценки которого не хватит никаких фестивальных призов – ни золотых, не серебряных. Хотя для начала тоже было бы неплохо.Надежда кинокритиков на «Золотого льва», он в очередной раз испытывал терпение зрителей. Уже первый план — женщина расчесывает волосы возле матраса со спящими детьми — длится как минимум две минуты, но за это время кто-то из критиков успевает считать много информации. То, что женщина сидит немного в отдалении, намекает на натянутые отношения, стены дома показывают, что герои живут за чертой бедности, а посапывание детей намекает на то, что их сон спокойный, и они несмотря ни на что довольны жизнью.
Из того же кадра можно вынести информацию о том, что у женщины хорошие волосы, у нее удачно подобран шампунь, а кроме того, она не настолько бедна, раз находит средства на эпиляцию ног. Когда кадр длится несколько минут, при желании можно придумать все что угодно. Учитывая, что в образе этой женщины появляются три разные актрисы, диапазон вариантов расширяется вплоть до призрака матери, следящей за семьей из того мира. Читать дальше.
Главный герой картины появляется позже. Это снова муза Цая Минляна Ли Кан-шен. Здесь он играет отца семейства, подрабатывающего человеком-рекламой. Он часами неподвижно стоит на перекрестке, сжимая в руках транспарант с рекламой. «Десять лет назад я увидел на улицах Тайпея человека, держащего рекламу туристических туров, — вспоминает режиссер. — Зрелище меня поразило, и, пока я наблюдал за ним в свете фар автомобилей, у меня появилось множество вопросов. Как долго он стоит здесь? Сколько он зарабатывает? А если ему надо в туалет? Видит ли он своих друзей и родственников на улице? Будет ли ему стыдно, если они подойдут к нему? Чем заняты его мысли? Он был похож на телефонный столб, или на стену, или на дерево. Никто его не замечал, и всем было плевать на него. Постепенно эти люди-билборды выросли как грибы после дождя. Многие теряют работу, и этот способ заработка становится одним из самых доступных, чем пользуются компании по торговле недвижимостью. Как будто время этих людей ничего не стоит. И потом я подумал: хочу, чтобы в моем фильме Ли Кан-шен сыграл такого персонажа. Три года назад мне передали сценарий о безработном мужчине среднего возраста и о домашнем насилии. Это напомнило мне о том человеке на улице».
Людям-билбордам дается десятиминутный перерыв каждые 50 минут, во время которого они могут попить или сходить в уборную. Они работают 8 часов в день, держат рекламные транспаранты и не имеют права заниматься другой работой во время смен. Минлян рассказывает, что наблюдал, как эти рабочие бормочут себе что-то под нос, поэтому в его фильме герой поет патриотическую песню, написанную знаменитым китайским генералом Юэ Фэем. «Все китайцы, которым за сорок, знакомы с этим произведением. Я даже слышал, как его напевал Кан-шен», — говорит режиссер.
«Бродячие псы» — фильм об отце-одиночке и его детях. О семье без матери. По сути, у героев фильма даже нет дома. Отец с сыном и дочерью кочуют из одного заброшенного здания в другое. Каждое из заброшенных зданий для Минляна многое значит: «Они становятся персонажами моих фильмов. Я нахожу их, а они рассказывают мне свои истории». Разыскивая локации для «Бродячих псов», Цай Минлян обнаружил пейзаж, нарисованный на стене одного из заброшенных зданий. Картина режиссеру понравилась, и он задействовал ее в фильме. «Она меня очень тронула. Может, это выражение лица одинокого города. Может, это зеркало, отражающее одновременно иллюзии и реальности человеческого мира».
Во время постпродакшна режиссеру рассказали, что автором картины является художник Као Чжун Хонн, который вот уже несколько лет расписывает заброшенные здания. Чжун Хонн не собирался выставлять свои работы, лишь хотел, чтобы люди случайно натыкались на них. «Но, что самое интересное, картина была написана по снимку английского фотографа Джона Томсона, — продолжает Минлян. — Он снял этот примитивный пейзаж южного Тайваня в 1871 году. На оригинальной фотографии в левом углу стояли двое детей, но Као решил не оставлять их в своей картине. Совершенно случайно оказалось, что двое детей бегали в этом здании во время съемок моего фильма».
Коллега Минляна, режиссер Апитчатпон Вирасетакун, чей фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, говорит о фильмах Цая так: «Один мой друг сказал, что во время медитации он может подсчитать капли дождя. Такое случается, когда разум запечатлевает течение времени. Переживания моего друга точно представляет фильм „Матрица“. Вам нужно видеть фильмы Цая. Потому что Ли Кан-шен и Киану Ривз не медитируют, но они останавливают время».
«Волшебство фильмов Цая лежит за пределами кадра, — считает Вирасетакун. — Я уверен, что то, что он не показывает, гораздо важнее того, что он показывает. Ваш разум дорисовывает разнообразные версии происходящего».
В пресс-релизе Цай Минлян заявляет, что устал от кино. «Так называемая развлекательная ценность фильмов, механизмы индустрии, постоянное заигрывание со вкусами зрителей — все это кажется мне отвратительным. Я больше не чувствую желания снимать фильмы или, если уж совсем начистоту, снимать фильмы, которые требуют поддержки посетителей кинотеатров. Я постоянно задаю себе вопросы. Что такое кино? Зачем снимать фильмы? Для кого я их снимаю? Что такое широкая публика? Это люди, которые смотрят фильмы Стивена Спилберга? Честно говоря, меня это больше совсем не интересует».
«Бродячие псы» повергнут в восторг поклонников режиссера и оставят в недоумении остальных. Фильм требует невероятного терпения во время просмотра (одна из сцен длится 11 минут), так что зрителю, привыкшему к безумному темпу жизни, «Псы» покажутся инсталляцией из картинной галереи. Возможно фильмам Цая Минляна действительно место в музеях.
Команда фильма "Бродячие псы / Jiaoyou" на красной дорожке
Смотреть дальше.

И Чэн Ли, И Чинг Лу, И Чи Ли, режисёр Цай Минлян, Ли Кан-шен


Режиссёр Цай Минлян


Актёры И Чэн Ли, И Чи Ли, И Чинг Лу

И Чэн Ли

Команда фильма "Ревность / La jalousie" на фотоколле
Смотреть дальше.
Видео-отчёт с пресс-конференции и фотоколла картины "Ревность / La jalousie"
Новая картина "Ревность" некогда мастера французского кинематографа Филиппа Гарреля опять о трагической богемной любви. Главный герой – актер театра (Луи Гаррель), который на свое небольшое жалованье содержит дочь от первого брака. У актера новая любовь – тоже актриса, но переживающая творческий кризис. Она не может получить новой работы и вынуждена жить с бедным актером в его скромной съемной квартире. Творческая натура мужчины не выдерживает этого, и он стреляет себе в грудь, но промахивается и попадает в больницу. Единственная женщина, которая приходит его навестить, - не жена и не любовница, а сестра. Смотреть на всю эту довольно предсказуемую историю как-то неловко. Когда-то фильмы Филиппа Гарреля действительно впечатляли, но в последнее время режиссер явно и сам пребывает в творческом кризисе. В то время, как его сын Луи Гаррель совершенно никак не растет в уровне своего актерского мастерства и не пытается изменить свое амплуа.В новом фильме «Ревность», вошедшем в основной конкурс Венецианского кинофестиваля, Филипп Гаррель решил рассказать историю своего отца. 30-летний актер, с трудом сводя концы с концами, уходит из семьи, влюбившись в гениальную, но безработную актрису, а затем чуть не умирает из-за нее. На экране образ дедушки воплощает сын Филиппа, Луи. Читать дальше.
Сюжет «Ревности» до невозможного прост: Луи (Луи Гаррель) когда-то был подающей надежды молодой звездой, а сейчас безуспешно скитается по пробам и зарабатывает гроши в театре. У него есть любящая жена и маленькая дочка Шарлотта, однако в самом начале фильма мы видим, что он оставляет их из-за нового романа с актрисой Клаудией (Анна Муглалис). Клаудия красива и носит элегантный плащ, и какое-то время они счастливо живут в скромной квартирке на последнем этаже. Пока Клаудия не начнет уходить на свидания с архитектором и говорить, что не может больше жить с Луи в нищете. Луи жизни без любимой не представляет и стреляет себе в грудь. К счастью, неудачно.
Надо сказать, что Луи не забывает о дочери и постоянно навещает ее, берет с собой гулять и знакомит с Клаудией. Шарлотте новая девушка папы очень нравится, и она без раздумий говорит об этом своей маме. Мама, конечно, ревнует. «Это история романа моего отца с одной женщиной. Восхищаясь ей, я неразумно заставил свою маму ревновать, — не скрывает режиссер. — Меня растила мать (в фильме я — это девочка). Название „Ревность“ я выбрал потому, что каждый знает, что это такое, каждый испытывал это чувство с детства и в течение всей жизни в различных формах».
В одном из кадров на стене в комнате главного героя видна карта Венеции. Ее появление сильно позабавило журналистов.
Несмотря на то, что реальная история происходила много лет назад, Филипп Гаррель поместил героев в современность, однако использовал любимый прием и сделал картину черно-белой, снимая на пленку и в анаморфированном формате. Все это придает «Ревности» вневременную атмосферу. Несмотря на простоту сюжета, за Луи и его отношениями с Клаудией и дочерью интересно наблюдать. Луи безмерно любит дочку и не дает ей чувствовать себя брошенной.
Филипп Гаррель написал сценарий в соавторстве с тремя авторами — Каролиной Деруа, Арлетт Лангманн и Марком Холоденко. По его словам, важно, чтобы сценарий был результатом коллективной работы. «Финальный сценарий — это коллаж из того, что вложили четверо участников. Мы начали с простого наброска, а затем каждый взял на себя сцены, и мы писали по отдельности. Потом мы сложили их вместе и стали оценивать, насколько они складываются в единую и понятную историю. А потом единство повествования — это уже дело камеры и съемок, — объяснил способ совместной работы Гаррель. — Внутри фильма от сцены, написанной мужчиной, мы переходим к сцене, которую писала женщина, и это дает разнообразие ощущений, отношения к миру, что мне и нужно. Мужчины и женщины часто пишут очень по-разному».
После пресс-показа «Ревности» часть зала фильм освистала, а другая часть поддержала аплодисментами.
В четвертый раз Филипп Гаррель снимает в своем фильма сына, к тому же сестру главного героя играет реальная дочь Филиппа и сестра Луи. «Луи не был напрямую вовлечен в процесс написания сценария, но, конечно, авторы знали, что он будет играть главную роль, — говорит Филипп Гаррель. — Его персонаж написан с учетом его собственного опыта в похожих ситуациях, и ясно, что Луи в фильме похож на него самого. Мне повезло, что я могу изучать его как актера на протяжении долгого времени, как мог работать с отцом, когда был молод. Это очень мне помогло. К тому же Луи отлично импровизирует. Я знаю, что в заданных границах он сможет придумывать и развиваться так, как это необходимо для персонажа».
Импровизация — один из ключевых для Филиппа Гарреля элементов создания картины, однако вся работа с актерами проходит до команды «мотор!». «Мы долго работаем над каждой сценой. Сначала во время репетиций, потом на площадке, потом уже с выставленными камерами и светом. И так далее. Но до последнего момента мы не снимаем. Только когда все определились с тем, что предстоит сделать в кадре, я говорю „мотор!“. И в основном мы снимаем всего один дубль. Только серьезные неполадки могут вынудить снять еще один».
Команда фильма "Ревность / La jalousie" на красной дорожке
Смотреть дальше.
Видео-отчёт с красной дорожки картины "Ревность / La jalousie"

Команда фильма "Священная римская кольцевая / Sacro Gra" на фотоколле
Смотреть дальше.
Видео-отчёт с пресс-конференции и фотоколла картины "Священная римская кольцевая / Sacro Gra"
Фильм Джанфранко Роси "Священная окружная" рассказывает о жизни людей, так или иначе связанных с римской кольцевой автодорогой. Здесь и жители расположенной на окраине Рима панельной новостройки, и живущие недалеко от дороги рыбаки, и сотрудники скорой помощи, спешащей на вызов, чтобы спасти жизнь очередного лихача, и даже итальянская съемочная группа, которая арендует для своего творчества помещение на окраине Рима. Вся эта мозаика жизней, объединенных лишь окружной дорогой, смотрится на удивление увлекательно и даст фору по искренности своего высказывания многим показанных в рамках конкурса художественным картинам.Джанфранко Рози в «Священной римской кольцевой» показывает эпизоды из быта людей, обитающих вокруг кольцевой автодороги. Стилистически «Труба», в которой Манский путешествует по линии газопровода из российской северной глубинки до Кельна в Германии, и фильм Роси похожи: это не «говорящие головы», а подсмотренная реальность, выхваченные из жизни куски, которые порой смотрятся как игровое кино. Однако если Манский показывает героев, которых мы еще, пожалуй, не видели на экране (или не видели в таких обстоятельствах), и выстраивает драматургию, не забывая по пути развлекать зрителя, то у Роси нам предстоит в течение полутора часов наблюдать довольно знакомых персонажей (престарелые проститутки, врач скорой помощи, обитатели многоэтажек), ведущих предельно скучные разговоры. Роси не предлагает вопросов или ответов, не выстраивает логическую связь между героями, он утомительно движется, как кольцевая автодорога, по кругу.
Команда фильма "Священная римская кольцевая / Sacro Gra" на красной дорожке
Смотреть дальше.
Фотографии с сайта 
@темы:
Режиссёры,
Фотографии,
Звёзды,
Трейлеры,
Венеция,
Интервью,
Красная дорожка