
31 августа показывали сразу три картины из основного конкурса: основанную на реальных событиях
"Филомену / Philomena" Стивена Фрирза с Джуди Денч,
"Ночные движения / Night Moves" Келли Райхардт с Джесси Айзенбергом, Дакотой Фаннинг и Питером Сарсгаардом, а также
"Дитя божье / Child of God" Джеймса Франко.
Начнём с первой из них, набравшей больше положительных отзывов у прессы - картины
"Филомена / Philomena":


Команда фильма "Филомена / Philomena" на фотоколле
Смотреть дальше.
Крики «браво!», бурные стоячие овации, смех во время сеанса и слезы после — все это результат пресс-показа фильма Стивена Фрирза «Филомена». Джуди Денч и Стив Куган играют двух совершенно разных людей, объединенных одной задачей — поисками сына заглавной героини, отобранного у нее в 1955 году.
В 1955 году Филомена Ли пережила бурный роман с юношей. Результатом внебрачной страсти стал малыш, едва не угробивший мать при родах. Родители отдали дочь, опозорившую семью, в монастырь. Монахини, не отличавшиеся добрым отношением к грешницам, отдавали их детей без спроса в приемные семьи. Так малыш Филомены оказался в чужой семье. Пятьдесят лет спустя она решает все-таки его найти. Читать дальше.
Напомним, что история эта основана на реальных событиях. «Филомена» — экранизация одноименной книги британского журналиста BBC Мартина Сиксмита. Его в фильме Стивена Фрирза играет комик Стив Куган. В самом начале мы видим, как Мартин проходит медосмотр, и врач рекомендует ему почаще бегать. «Но я хочу написать книгу», — сообщает Сиксмит. «О чем же?» — интересуется доктор. «О русской истории», — отвечает журналист, проработавший много лет в Москве. «Лучше бегайте», — сухо комментирует врач.
Уволившись с BBC, Мартин продолжает писать, но тему для статьи найти никак не может. Тема находит его сама на новогоднем приеме, где официантка рассказывает ему о своей матери Филомене. «Помогите ей найти сына». Сиксмит сопротивляется: это «человеческая история», а они, как правило, скучны и не очень-то интересны читателям. Но писать книгу о русской истории ему тоже не хочется, поэтому Мартин решает встретиться с Филоменой.
Несмотря на дочь и внуков, Филомена до сих пор переживает за своего сына. Она очень любила маленького Энтони и никак не может свыкнуться с мыслью, что он ни разу за все эти годы не думал о своей родной матери. Благодаря связям в Вашингтоне Мартин находит следы ребенка в Америке и вместе с Филоменой отправляется туда.
«Люди, которые путешествуют первым классом, не являются первоклассными людьми», — как-то изрекает Филомена. Старушка пусть и любит сентиментальные романы (сцена, в которой она пересказывает содержание одного из них Сиксмиту — одна из самых смешных в фильме) и слишком много читает Daily Mail, но она добрая и всепрощающая. Правда, которую ей предстоит узнать об Энтони, повергнет иного человека в пучину горя и злобы, но Филомена находит в себе силы понять и простить.
Невразумительную «Фортуну Вегаса», которую Фрирз снял недавно, можно смело вычеркивать. «Филомена» — очень зрительская картина с великолепными диалогами и отлично прописанным сюжетом. Нечасто кино, основанное на реальных событиях, бывает столь увлекательным. Фрирз ловко лавирует между иронией, юмором, драмой и душещипательными моментами, не скатываясь в банальные сантименты.
Конечно, лента не состоялась бы без великолепной игры Джуди Денч. Ее Филомена — простая ирландская пожилая леди, совсем не походящая на железную кнопку М в фильмах про Джеймса Бонда. Денч говорит, что встречалась с Филоменой еще до начала съемок и поразилась чувству юмора пожилой дамы. «Она очень веселая и полна жизни! У нас оказалось много общего, например чувство юмора». Потом дама Джуди становится серьезной: «Надо понимать, через что прошла Филомена. И знаете, в отличие от нее, я не обладаю таким запасом человечности».
Как заметил один журналист, фильм Фрирза пресса принимала так же бурно, как в свое время драму «Король говорит!». Режиссер только улыбается (он славится лаконичностью), а на вопрос о том, почему взялся за этот проект, отвечает: «Мне нравятся ирландцы. Не уверен, что я согласился поэтому, но почему-то согласился». Что касается Джуди Денч, режиссер снова острит: «Она была в проекте еще до меня! Я просто взялся за работу. Когда у тебя неприятности, ты снимаешь фильм с Джуди Денч!»
Стив Куган, сыгравший Мартина Сиксмита, тоже пообщался со своим прототипом. «Мы познакомились еще до того момента, как Джефф Поуп начал писать сценарий. Большая часть книги посвящена сыну Филомены. Мы же не стали экранизировать ее в лоб и подошли несколько иначе. Мартин нас понял и поддержал. Он же творческий человек».
Комик Куган привнес немало забавных элементов в фильм: «История сама по себе грустная, но, учитывая характер нашей героини, в ней есть место юмору. Когда мы начали снимать, я велел Стиву присматривать за мной, и если я буду слишком гримасничать или переигрывать, то одергивать меня. И большую часть времени на площадке он орал: «Сти-и-ив!» Показывал, что нужно прекратить хлопать лицом!»
«Критиковать те времена было бы очень просто, важно было не делать этого, но я не удержался и добавил от себя другую реакцию на финальные действия Филомены», — говорит Стив Куган. К сожалению, пояснить смысл фразы невозможно, не проспойлерив сюжет, однако все желающие могут уже сейчас ознакомиться с историей Филомены. О ней много писали в связи с выходом книги Сиксмита.
Кстати, книгу по истории России он все-таки написал.На третий день конкурсных показов зрительные залы наконец-то разразились первой настоящей овацией. Удостоился ее фильм британца Стивена Фрирза "Филомена" с Джуди Денч в главной роли.
Основой для фильма стал одноименный роман журналиста Мартина Сиксмита, повествующий о пожилой ирландке Филомене Ли, которая в юном возрасте родила сына, отправлена сначала вместе с ним в монастырь, где мальчика затем взяли на усыновление американские родители. В приемной семье ребенок получил имя Майкл Хесс, сделал успешную политическую карьеру - стал известным республиканцем, работавшим в администрации президента. Долгие годы мать безуспешно пыталась выяснить судьбу своего сына, пока не встретилась с Мартином Сиксмитом, который помог ей в непростых поисках.
Простой кинопересказ этой довольно грустной и трагической истории мог бы превратиться в обычную слезливую мелодраму, но Фрирзу удалось обыграть эту историю, снабдив ее актуальным контекстом, приправив изрядной долей юмора и пригласив на главные роли потрясающий актеров - Джуди Денч и Стивена Кугана. Читать дальше.
Куган играет самого Мартина Сиксмита, который, кстати, больше всего известен как опытный корреспондент ВВС в Москве, написавший несколько книг о современной российской политике. Этот немаловажный факт его биографии и обыгрывается в картине: герой Кугана собирается написать книгу о "кровавой российской истории", которая, впрочем, не очень-то интересует его редактора, как и коллег-журналистов. Во время подготовки к написанию книги на Сиксмита случайным образом выходит дочь Филомены и предлагает встретиться, чтобы ее мать рассказала журналисту трагическую историю своей жизни. Сиксмит сначала с неохотой идет на встречу, но постепенно все больше и больше втягивается в поиски сына Филомены.
Филомена в исполнении Джуди Денч - простоватая добродушная старушка-католичка, без какого-либо образования, не считая монастырь, никогда не общавшаяся с журналистами и предпочитающая посмотреть по телевизору очередное ток-шоу, нежели сходить в музей. Сиксмит же напротив интеллектуал и немного циник, критично настроенный к институту церкви. Собственно, и диалоги их нередко строятся на разных взглядах на веру, литературу и образ жизни. Но споров между ними не возникает: героиня Денч обладает неимоверным чувством юмора и, как учили в монастыре, смирением. А герой Кугана просто не может не поддаться обаянию этой старушки. В результате, несмотря на всю трагичность описываемой истории, получается довольно легкое и искреннее кино, над которым зритель может и посмеяться, и поплакать.
Наверное, именно этой легкости в выражении эмоций и не хватало журналистам, которые даже на пресс-конференции бурными аплодисментами встретили создателей фильма и все, как один, вторили, что "Филомена" достойна "Оскара".Неизменно ироничный и здравый Стивен Фрирз, как всегда казалось, предельно далек от спиритуальной тематики — и в самых ярких своих работах, «Опасных связях» или «Королеве», и в более проходных «Грязных прелестях» или «Тамаре Дрю».
Однако его новая картина «Филомена», у которой есть все шансы стать самой успешной из всех, ломает шаблон. Читать дальше.
Вроде бы на шаблонах она и сделана, ведь в ней рассказана история, способная растрогать и камень, — о милой старушке из провинции, которая пытается разыскать сына, отобранного у нее и отданного на усыновление полвека тому назад. В компании журналиста, сноба и циника, она отправляется из уютной Англии в далекий Вашингтон, где узнает всю правду о пропавшем отпрыске, а ее спутник по ходу сюжета постепенно преображается, становясь заядлым правозащитником и гуманистом. Беспроигрышный сюжет, особенно если учесть, что разыгран он с неизменным юмором и теплом Стивом Куганом и Джуди Денч, которой не избежать всевозможных наград за и на самом деле впечатляющую роль.
Тем не менее мелодрама имеет еще один смысловой пласт, который и придает ей объем, превращая качественный мейнстримный продукт в нечто большее.
Одиссея Мартина Сиксмита и Филомены Ли — не только сентиментальное путешествие, но и перманентный диспут атеиста и верующей.
Именно это различие становится ключом к интриге, которая начинается в далеком 1952-м: тогда забеременевшую вне брака Филомену родители отдали в католический монастырь — искупать грехи тяжелой поденной работой. Покорность судьбе заставила ее, религиозную с детства девушку, подчиниться жестокому вердикту: расстаться с ребенком и не пытаться искать его. Возмущенный произволом монахинь неверующий Сиксмит уговаривает Филомену на маленький бунт: вместе им удается выяснить, что те не только продавали детей «грешниц» на усыновление в США по тысяче фунтов за голову, но и осознанно препятствовали попыткам разлученных родных хоть что-то узнать друг о друге.
Можно было бы даже заподозрить в фильме Фрирза злонамеренное оскорбление чувств верующих, если бы не тот факт, что все описанные там события, увы, подлинные.
К финалу любой вменяемый зритель мог бы возненавидеть как минимум католическую церковь (а может, и другие изводы христианства) всей душой, но в этом ему помешает главная героиня. Полуобразованная пожилая леди, помешанная на дамских романах, проявит чудеса вменяемости и не будет поколеблена в своей искренней вере ни на дюйм: для нее и встреча с Мартином, и возможность все-таки узнать правду, хоть с опозданием на много лет, есть части божьего промысла. Важен этот аспект и для концепции всего фильма. В его авторе живет и скепсис атеиста, без чьей въедливости Филомена никогда не вывела бы монахинь на чистую воду и не отыскала бы следов сына, и в то же время наивная вера в чудеса, одним из которых становится, несмотря на трагизм, развязка этой истории, опять же реальная, а не придуманная изворотливым сценаристом.
Команда фильма "Филомена / Philomena" на красной дорожке
Смотреть дальше.
Вторая картина этого конкурсного дня -
"Ночные движения / Night Moves":

Команда фильма "Ночные движения / Night Moves" на фотоколле
Смотреть дальше.
Венецианская портрет-сессия Дакоты Фаннинг и Джесси Айзенберга
Видео-отчёт с пресс-конференции и фотоколла картины "Ночные движения / Night Moves"
Два других, показанных в конкурсе фильма, вызвали у зрителей меньший энтузиазм. В особенности это касалось фильма "Ночные движения" американского режиссера Келли Рейхардт. Несмотря на то, что в нем снялись неплохие молодые актеры - Дакота Фаннинг, Джесси Айзенберг и Питер Сарсгаард. Сыграли они экологических активистов - борцов за чистоту окружающей среды, которые решают взорвать местную дамбу, приносящую, по их мнению, самый большой урон экологии. Этот радикальный шаг меняет привычный уклад их жизни. И вторую половину фильма герой Айзенберга, и до этого не отличающийся общительностью, совсем замыкается в себе, ходит по улицам и боится, что его найдет полиция. Героиня Фаннинг на нервной почве покрывается красными пятнами и столь же мучительно переживает совершенное ими преступление. Сарсгаарда просто перестают показывать на экране. На пресс-конференции Рейхардт постоянно говорила о том, что "Ночные движения" - это фильм не столько о борьбе за экологию, сколько о преступлении и наказании, а актеры признавались, что не одобряют поступки своих героев и не принимают радикальные методы борьбы. И это неодобрение и непринятие заметно с самого начала фильма: актерам совершенно не удается показать мотивы, которые двигают их героев на столь серьезный шаг, точно так же, как и передать эмоции, испытанные после преступления.В «Ночных движениях» Джесси Айзенберг играет фермера Джоша, который выращивает овощи и дюже ненавидит крупные корпорации. У Дины (Фаннинг) богатая семья, но она уехала из дома, присоединившись к защитникам природы. У нее есть деньги, на которые Джош и их подельник, бывший солдат Хармон (Сарсгаард), покупают нитрат аммония, который просто так, конечно, не продают, но у Дины получается. «Ночные движения» — название катера, на котором герои Джесси Айзенберга, Дакоты Фаннинг и Питера Саарсгарда отправляются к ненавистной их экологически чистым сердцам дамбе, чтобы ее взорвать. Блин, даже писать о сюжете этого фильма скучно, извините.
В общем, дамбу они взрывают, но во время теракта погибает человек. Дину начинает мучить совесть, но Джош находит радикальный способ решения проблемы.
Мне не нравится «Обход Мика», мне точно так же не нравятся «Ночные движения» Райнхардт. Наверное, она не мой режиссер. Бывает, когда кино совершенно не трогает и не цепляет. То есть, понимаешь, что это важная тема, что режиссер ее очень деликатно затрагивает, но при этом выходишь из зала и ноль эмоций.
Джесси Айзенберг на пресс-конференции отвечал вяло, цитировать практически нечего. Ну вот чтоб вы представляли, кого он играет: «Мой герой очень закрытый, он много всего чувствует, но не проявляет ничего. Он постоянно скрывает в себя злость. А когда человек постоянно живет в таком состоянии, оно дает о себе знать. Мой герой с одной стороны несет разрушения, а с другой — является солдатом этой негласной войны». Добавлю, что ни он, ни Дакота, действия радикалистов не разделяют. Молодые, но уже известные голливудские актеры Джесси Айзенберг и Дакота Фаннинг вместе с режиссером Келли Райхардт представили в субботу фильм "Ночные движения" (Night moves), участвующий в основном конкурсе 70-го Венецианского кинофестиваля.
Главные герои картины — три экологических активиста, которые решают взорвать гидроэлектростанцию, причиняющую, на их взгляд, самый сильный вред окружающей среде. Однако после столь радикального метода борьбы за экологию каждого из троих активистов начинают мучать сомнения о правильности такого поступка. Роли борцов за экологию сыграли Айзенберг, Фаннинг и Питер Сарсгаард, который в Венецию не приехал. Читать дальше.
Режиссер рассказала, что идея картины пришла к ней после посещения фермы, на которой занимаются производством органических продуктов питания. "Я долго общалась с жителями этой фермы, мне был интересен их мир, взгляды и убеждения. Все они говорили об изменениях, которые происходят с окружающей средой, и о том, что делают все возможное, чтобы защитить эту среду от разрушения", — сообщила Рейхардт.
Затем, разрабатывая идею картины, Рейхардт нашла в интернете контакты различных движений экологических активистов и также поговорила с ними. В результате этого сюжет фильма и затронул тему экотерроризма. "Я не думаю, что это история какого-то конкретного места, конкретного движения, и будет понятна только тем, кто борется за экологию. Мне кажется, она намного шире — о свободе, о выборе, о гуманитарных правах, о том, к чему приводят те или иные решения, об отношениях между людьми, о преступлении и наказании", — подчеркнула Рейхардт.
При этом режиссер призналась, что ее картина показывает все недостатки радикальных методов борьбы и людей, которые их совершают ради, как им кажется, великой цели.
Не оправдывают своих героев и исполнители главных ролей. Так, Джесси Айзенберг подчеркнул, что люди в целом могут быть более активны в деле защиты окружающей среды, однако радикальные методы борьбы не приводят ни к чему хорошему.
"В этом фильме есть нравственная диалектика. Отчасти я сочувствую людям, которые борются за экологию, и солидарен с ними в том, что нужно сохранять окружающую среду, но подобных радикальных методов, какие показаны в картине, я совсем не поощряю", — сказал Айзенберг. Актер подчеркнул, что ему было очень интересно работать над своей ролью, так как она позволила ему задуматься о том, какую опасность таят в себе поступки, кажущиеся в определенные моменты жизни крайне важными.
Дакота Фаннинг отметила, что долго готовилась к своей роли и много времени проводила одна, изучая работу экологических движений и раздумывая о том, что ощущают активисты таких движений.
"Я была вдохновлена этой ролью, мне было безумно интересно узнать о жизни экологических активистов. Эта работа мне многое дала: я стала лучше понимать людей, которые ведут здоровый образ жизни, выступают за защиту окружающей среды", — отметила Фаннинг, подчеркнув, что также не одобряет радикальные методы борьбы.
Дакота Фаннинг и Джесси Айзенберг на красной дорожке премьеры картины "Ночные движения / Night Moves"
Смотреть дальше.
Видео-отчёт с красной дорожки картин "Филомена / Philomena" и "Ночные движения / Night Moves"
Последняя картина - это режиссёрская работа Джеймса Франко - фильм
"Дитя божье / Child of God":

Джеймса Франко на фотоколле картины "Дитя божье / Child of God"
Смотреть дальше.
Видео-отчёт с пресс-конференции и фотоколла картины "Дитя божье / Child of God"
«Дитя божье» — третья книга МакКарти, написанная еще до «Старикам тут не место» и «Дороги». Создавая образ социального отщепенца, бездомного преступника-психопата Лестера Балларда, МакКарти черпал вдохновение в реальных событиях 1950-х годов и в образе убийцы Эда Гейна, который также использовали Роберт Блох при написании «Психо» и авторы «Техасской резни бензопилой». Франко показалось интересным, как один исторический персонаж может послужить основой для столь разных произведений. Читать дальше.
Судьбу Лестера Балларда (Скотт Хэйз) не назовешь простой: в 10 лет он лишился отца (тот повесился у него на глазах), а мать героя сбежала. Землю отца продают на аукционе. Баллард скитается по окрестным лесам, ночуя в заброшенных сараях на грязных досках и матрасах. Фильм без прикрас живописует деградацию человека, исключенного из общества. Вот он испражняется под деревом и подтирается веткой, вот находит труп девушки и берет его в свою хижину, занимается с ним сексом и наряжает в красивое платье, вот доходит до жизни в пещере.
«Для нас этот проект — возможность исследовать максимальную изоляцию. Главной задачей было показать настолько жестко, насколько это допустимо, каково это — отчаянно желать общения с другими людьми и быть неспособным к нему, — говорит соавтор сценария и режиссер Джеймс Франко. — Главный герой находит утешение в компании трупов, ведь только они не отвергают его. Он оказался в такой ужасной ситуации потому, что цивилизованное общество его не принимает. В таком ракурсе это очень современная и актуальная история. Что делать человеку, который не может встроиться в новую систему социализации? Лестер перемещается из фермы в хижину, оттуда в пещеру, фактически под землю. Отщепенец, но такой, с каким мы можем себя ассоциировать.»
Франко уверен, что его фильм показывает Балларда в пределах допустимого, однако отдельные сцены вполне могут шокировать слабонервных зрителей. «Лестер — убийца и неуравновешенный человек, и, хотя его поведение неприемлемо, в рамках искусства такой персонаж может послужить для изучения того, что есть в каждом из нас», — говорит режиссер. Как и в предыдущем фильме — экранизации романа Фолкнера «Когда я умирала», показанной на Каннском кинофестивале, — Франко наблюдает за патологиями своих персонажей, их маргинальностью и неспособностью к тому, что мы привыкли считать нормальными человеческими отношениями.
«Изоляция — тема, которая так или иначе проявляется во многих фильмах, — соглашается Франко. — Это неосознанный выбор, но так получается. Вообще мысль о проекте возникает спонтанно, когда, например, читаешь что-то, и ты не понимаешь, в чем причина, но почему-то по коже бегут мурашки, и это как сигнал, что в этом есть жизнь, что ты хочешь сделать из этого фильм».
По словам Франко, Скотт Хэйз по собственному желанию ушел на три месяца в леса, чтобы подготовиться к роли, ночевал в хижинах и пещерах, чтобы лучше понять своего персонажа. «Я его об этом не просил, честно!» — оправдывается Франко. Для Франко персонаж Хэйза не только страшный убийца, но и трогательный, в чем-то похожий на героев Чарли Чаплина человек, неуклюже пытающийся восполнить недостаток коммуникации.
«Это не триллер, не хоррор, это больше исследование конкретного персонажа, — поделился Франко с журналистами на пресс-конференции. — Обычно такой персонаж (в фильмах ужасов, например) — это не центральный герой, мы видим его глазами жертв или детективов, которые пытаются его вычислить. Очень редко его помещают в центр повествования. Хороший пример — „Таксист“, в котором тоже идет речь о ненормальном поведении, но не в жанре хоррора, и за этим отрицательным персонажем хочется наблюдать. В этом смысле мы ориентировались на него».В фильме Джеймса Франко "Дитя божье" ни о каких рефлексиях речи не идет. Картина представляет собой экранизацию одноименной книги американского писателя Кормака Маккарти, рассказывающей о жестоком социопате Лестере Балларде, прототипом которого стал живший в 1950-е годы маньяк Эд Гейн. История Гейна, кстати, легла и в основу другого литературного произведения - романа "Психо" Роберта Блоха.
Баллард - настоящий дикий человек. Живет в одиночестве в заброшенном лесном домике. Поначалу он просто старается избегать общения с людьми и, если вдруг кто-то нарушит его покой, выбегает с ружьем и гонит всех прочь. Но постепенно уединение доводит его до безумия. Он чувствует "вкус" этой своей дикой жизни - насилует трупы, убивает пассажиров машин, останавливающихся на близлежащей дороге. Франко не скупится на реалистичность повествования и достаточно подробно показывает быт и нравы Балларда. Столь же реалистично играет этого маньяка и актер Скот Хейз, которому, по собственному признанию, во время подготовки к роли пришлось провести в одиночестве несколько недель в лесу. Безумный взгляд, плохо связная речь, пугающе массивная челюсть - Хейзу действительно удалось передать сущность этого "пещерного человека", наслаждающегося своим одиночеством и естеством."Дитя божье" - адаптация романа Кормака Маккарти, мрачная история человека, выкинутого на улицу, живущего пещерной жизнью. Его отец повесился, когда герою было десять лет, мать сбежала, а отцовскую землю продали с аукциона. Теперь он живет где придется (в лучшем случае - в заброшенных полуразрушенных хижинах), постепенно теряет человеческий облик и даже способность к членораздельной речи. Дело доходит до грабежей, некрофилии и жутковатых убийств.
Режиссер "Дитя божьего" - Джеймс Франко. Впервые его фильм борется за главный приз одного из крупнейших фестивалей. До сих пор его творчество оказывалось либо вне конкурса, либо во вторых по значению конкурсах, как это было с лентой "Когда я умирала", приглашенной в "Особый взгляд" Канн. В нынешней картине снимались сам Франко (правда, в эпизоде), Тим Блейк Нельсон. В главной роли – Скотт Хейз, памятный по сериалу "CSI: Место преступления".
35-летний Франко – человек невероятно активный. Когда-то получивший "Золотой глобус" за роль Джеймса Дина в одноименном телесериале и ставший кинозвездой после "Человека-паука", Франко сегодня – актер, режиссер, писатель, общественный деятель. В Венеции показывают не только его фильм в основном конкурсе. В "Горизонтах" на призы претендует режиссерский дебют внучки Френсиса Форда Копполы Джии Копполы "Пало Альто". Фильм снят по книге Франко, а сам он сыграл тут одну из главных ролей. На заборах Лидо висят рекламы глянцевых журналов с ним на обложке. Независимо от распределения наград, американец уже стал одной из главных звезд нынешней Мостры.
Джеймс Франко на красной дорожке премьеры картины "Дитя божье / Child of God"

Смотреть дальше.
Видео-отчёт с красной дорожки картины "Дитя божье / Child of God"
Ну, и напоследок пара важных лиц, замеченных на красной дорожке в этот день
Ну, и напоследок пара важных лиц, замеченных на красной дорожке в этот день:
Фотографии с сайта 