
Вне конкурса показывали картину "Ледяной / The Iceman" с Вайноной Райдер
30 августа, на второй день кинофестиваля в Венеции (и первый конкурсный день) показывали две картины из основного конкурса
"Измена" и
"Суперзвезда / Superstar".
Первым в конкурсе показали «Измену» Кирилла Серебренникова.
Российский режиссёр попытался рассказать универсальную, лишённую всяких национальных меток, историю, в центре которой — хроники двух крепко связанных между собой адюльтеров, заставляющие вспомнить саспенс великого Хичкока, а чуть позже расстроиться, что Серебренникова не хватило на всю заявленную дистанцию. Критика хвалит интернациональную актёрскую команду (немка Франциска Петри, македонец Деян Лилич, Альбина Джанабаева и Андрей Щетинин — от российской стороны) и стильную режиссуру, но единым фронтом отмечает крайне неровный сценарный темп, делающий просмотр «Измены» проверкой на усидчивость. Кирилл Серебренников привез на Венецианский фестиваль свой новый фильм «Измена». Режиссер впервые участвует в конкурсе Мостры и не скрывает, что уже сам факт участия — огромная честь для него и его картины. Журналисты фильм восприняли благосклонно.
«Измена» — стильная, выдержанная в холодных тонах история мужчины и женщины. У них нет имен, просто Он (Деян Лилич) и Она (Франциска Петри). Герои узнают, что их супруги являются любовниками. Она сдержанно показывает Ему гостиницу, где те встречаются, номер, который они берут. Он не может поверить, но, когда отрицать очевидное уже невозможно, эмоции берут верх, и любовники погибают. Через несколько лет Он и Она случайно встречаются. Оба женаты во второй раз, но их непреодолимо тянет друг к другу. Читать дальше.
Кирилл Серебренников снял фильм об эмоциях и страстях, о том, как невозможность взаимной любви иссушает человека и толкает его на роковые поступки. Он старался выдержать трагическую интонацию, и это ему удается. «Измена» — практически древнегреческая трагедия. Ее герои — архетипы, место действия — предельно условное. Эта история могла произойти в любом городе, с любым мужчиной и любой женщиной.
Благодаря немецкой актрисе Франциске Петри эта абстрактность пространства и универсальность принимает уникальное воплощение. Ее необычная внешность, взгляд, алые губы вместе с «подаренным» ей голосом Марины Солопченко создают яркую героиню, за которой интересно наблюдать.
Представить фильм на кинофестиваль приехала целая делегация: сам режиссер, актеры Деян Лилич, Франциска Петри и сыгравшая роль жены главного героя Альбина Джанабаева, а также продюсер Сабина Еремеева и оператор Олег Лукичев.
Кирилла Серебренникова несколько раз спросили о том, отсылки к каким классикам можно найти в его фильме, отмечали, что зрители после сеанса вспоминали о Хичкоке, Линче, Антониони. «Вы знаете, я соглашаюсь. И добавил бы еще Бергмана, — ответил журналистам Серебренников. — Бергман для меня очень важный режиссер. С детства. Его фильмы словно меняют химию мозга, меняют психологию. На его фильме я впервые почувствовал одиночество, я понял, что такое одиночество, что такое боль человеческая. В жизни ты с этим сталкиваешься, но в гомеопатических дозах».
В ответ на очередной вопрос о причинах выбора иностранных актеров Кирилл Серебренников призвал не делить актеров на русских и не русских. «Мне нужны были хорошие, очень хорошие актеры, которые должны были отдаться профессионально и творчески этой истории. Мне надо было, чтобы я про них ничего не знал. Мне надо было, чтобы это были очень чистые творческие люди, — поделился режиссер. — В любой культуре интересно открывать что-то новое. Благодаря этой картине вы узнаете феноменальных артистов, а также узнаете, что артистка Джанабаева — серьезная и большая драматическая актриса. А не только певица в шоу-бизнесе. Это большой плюс и для аудитории, и для любителей кино. А то, что артист русский, французский, немецкий — для меня эти стенки давно упали. Мы разве разные? Мы одинаковые везде. Я как раз этим фильмом хотел показать, что проблемы у всех одинаковые. Боль не имеет языка, ей не нужен переводчик. Одиночеству не нужен переводчик. Отчаянию не нужен переводчик».
Оператор Олег Лукичев рассказал о том, как создавалось необычное пространство фильма. Для съемок нашли возведенную к Олимпиаде-80 гостиницу и в недостроенном корпусе возвели декорации с нуля. «Эта гостиница очень похожа на гостиницу из фильма Кубрика «Сияние», — добавил Лукичев. — Нам достался недостроенный корпус, где мы на седьмом этаже выстроили номер, коридор и еще несколько комнат. За счет этого создается такое правдоподобие, потому что все было построено на самом деле».
«Я не исключаю, что я изменой не ограничусь, — поделился планами Кирилл Серебренников. — Мне интересно исследовать и другие аспекты эмоциональной и любовной жизни человека. Это только начало. Фильм происходит осенью и зимой, и другие фильмы, возможно, будут происходить в другие времена года и будут о других чувствах, других ситуациях. Мне захотелось вглядеться и в себя, и в человека вообще. Это самая главная ценность цивилизации — человек». «Измена» Кирилла Серебренникова очень понравилась. Невероятная Франциска Петри в главной роли похожа чем-то на Кейт Бланшетт — такая же воздушная, прозрачная и необычная. Видели Франциску на Сан-Марко за день до открытия — такая она в реальной жизни. Читать дальше.
Понравилось, как Серебренников показывает Россию. Не Азия, но уже Европа. Невозможно понять, где именно происходит действие, но ведь не это главное. Главное — препарация человеческих чувств, попытка понять, что происходит в душах женщин и мужчин, узнающих об изменах любимых. Я очень негативно отношусь к измене и считаю, что понятие «хороший левак укрепляет брак» придумали слабаки. Если в отношениях что-то не клеится, лучше разойтись, но не изменять.
Герои в «Измене» проходят несколько кругов тихого такого ада. Это как известие о смерти — сначала не веришь, потом сопротивляешься, потом принимаешь как должное, а потом живешь дальше. И как раз последний этап в фильме раскрыт особенно интересно. Впрочем, рассказывать о нем — портить весь кайф от просмотра.Главный конкурс, стартовавший фильмом Кирилла Серебренникова, тоже пока оставляет вопросы. «Измена» — фильм образованного, явно хорошо насмотренного человека. Хорошо разбирающегося в контексте и обладающего достаточным талантом для того, чтобы его воспроизвести. Ближайшая аналогия — фильмы Андрея Звягинцева, хотя создатели «Измены» от нее всячески открещиваются. Те же безличные главные герои и неопределенное место действия, тот же приглушенный социальный контекст и притчевая форма. То же балансирование между европейской лаконичностью и бесконечной русской духовностью. Читать дальше.
Конечно, ни о каком подражании речи не идет. Серебренников как раз пытается идти дальше: не доказывая непостижимость человеческой души, а беря ее за основу. Проблема в том, что впереди — только тоннель, без конца и без света. Начиная с эмоционального взрыва (диалог в приемной у кардиолога, к которому главный герой приходит на диспансеризацию: «Ваша жена изменяет вам с моим мужем») и последующей за ним сцены жуткой аварии, снятой одним кадром, повествование вслед за героями все глубже уходит в себя. Серебренников сообщает своим героям внушительную стартовую скорость, но не раскрывает цели. И они теряются в выхолощенном пространстве фильма, как шахматные фигурки в невесомости.
Фильм силен и одновременно слаб в тех местах, где особенно проявляется театральная натура режиссера. Эксперимент с приглашением иностранных актеров (немка Франциска Петри и македонец Деян Лилич) играть роль на неизвестном им русском языке — всегда смелый шаг, и в данном случае его можно назвать успешным. И все же самая главная кастинговая удача, как ни странно, — идея пригласить на одну из второстепенных ролей экс-солистку «ВИА Гры» Альбину Джанабаеву. В пространстве Символов и Метафор она, обладающая неподдельной красотой и явным артистизмом, здесь — единственная весточка из реального мира. Того, с которым режиссер последовательно расправляется в двух самых запоминающихся сценах фильма: сначала раздев и сбросив с балкона, а потом и вовсе уложив в гроб. Не такой внушительный, как у Марины Абрамович. Но тоже вполне убедительный.
Хоронить подлинную красоту — это у русских художников всегда получалось отлично.Фотоколл картины "Измена"
Красная дорожка картины "Измена"
Что вы сделаете, если вдруг обнаружите, что у вас толпы фанатов? Вы – звезда, у которой просят автографы, но вы не знаете, почему. О том, как интернет и страсть к звездам могут превратить жизнь человека в сущий ад, на кинофестивале в Венеции рассказывает Ксавье Джианолли в своей комедии «Суперзвезда». Этот фильм участвует в основном конкурсе.
Мартин Козински (потрясающий Кад Мерад) — самый обычный работник на предприятии, утилизирующем старые компьютеры. У него в подчинении – люди с синдромом Дауна, которые очень его любят. В середине дня он звонит в колокол и зовет всех на обед. У него самая нормальная, ничем не примечательная жизнь: дом-метро-работа-метро-дом. Читать дальше.
Но однажды все меняется. В метро его начинают фотографировать на мобильные телефоны и доставать просьбами об автографе. Он в шоке, думает, его с кем-то перепутали. Но абсурд продолжается – на улице за ним охотятся папарацци, коллег атакуют журналисты. В поисках разгадки он соглашается на просьбу телепродюсера Флер (Сесиль Де Франс) об участии в телешоу. Он совсем не хочет быть звездой, но это только делает его еще популярнее. За несколько дней его жизнь превращается в ад, он узнает, что такое любовь публики и что такое ее ненависть, а также почти сходит с ума.
Ксавье Джианолли придумал снять «Суперзвезду» после того, как прочитал в газете рецензию на роман «Идол» Сержа Жонкура. В этом романе речь шла о «маленьком человеке», никому не известном, который за один вечер становится суперзвездой и даже не понимает, почему все вдруг стали узнавать его на улицах.
Предыдущий фильм Джианолли «В начале», участвовавший в конкурсе Каннского кинофестиваля, тоже касался похожей темы. В той картине жулика Поля принимали за крупную шишку, готовую возродить маленький городок, в котором царит безработица. В новом фильме опять происходит недопонимание, но на этот раз другого рода.
Мартин мутирует, только если у Кафки, с произведениями которого сам Джианолли сравнивает свой сюжет, герой просыпается насекомым, то Мартин просыпается знаменитым. И еще не ясно, что хуже и абсурднее. В фильме, кстати, очень точно показано, как загибается в поисках актуальных тем и погоне за рейтингами современное телевидение. Луи-До де Ланкесэ играет циничного продюсера, который изменяет жене с героиней Сесиль де Франс.
Джианолли пытается понять, что такое «значимость» в современном мире. Главного героя Мартина преследуют на улицах не потому, что он знаменит, наоборот, он знаменит, потому что вокруг него собирается толпа и каждый фотографирует «звезду» на мобильный телефон. На подобные темы не раз проводили эксперименты: достаточно самому обычному человеку надеть дизайнерский костюм, нанять пару внушительных телохранителей и подкупить зевак, чтобы те пристали с просьбой об автографе, как вокруг собирается море «поклонников», которые жаждут сделать фото на память.
«Звезд» в современном мире лепят из кого угодно, популярность основана не на их таланте или уникальности, но на некой эфемерной субстанции. В какой-то момент Мартина объявляют героем именно за его чрезвычайную «обычность». Он такой же, как мы, скандируют люди в супермаркете, не забывая просить автографы. У Джианолли получилось снять очень остроумное и тонкое кино на сверхактуальные темы.Фотоколл картины "Суперзвезда / Superstar"
Красная дорожка картины "Суперзвезда / Superstar"

Кад Мерад, Сесиль Де Франс, режиссёр Ксавьер Джианолли

Фотографии с сайтов 
,

@темы:
Режиссёры,
Венецианский кинофестиваль,
Фотографии,
Звёзды,
Красная дорожка