Ещё один день - и ещё два конкурсанта Каннского кинофестиваля представлены жюри:
"Охота / Jagten" и
"Любовь / Amour".

Режиссёр картины
"Охота / Jagten" Томас Винтерберг и Мадс Миккельсен на фотоколле
Смотреть дальше.
Смотреть дальше.
«Охота» — это такая антитеза прошлогоднему «Михаэлю» про педофила, что держал похищенного мальчика в подвале. Лукас (опора датского кинематографа Мадс Миккельсен) — типичный скандинавский мужчина. Мягкий, добрый и заботливый. Любит сына, переживает из-за развода. Ходит на охоту и обожает собаку Фанни. Работает в детском саду. Любим всем городом. Из-за абсолютно несправедливых обвинений пятилетки Клары оказывается изгоем, но в какой-то момент дает сдачи. И в этот момент зал разразился аплодисментами. Редко вообще слышу аплодисменты в зале во время сеанса (раньше только на «Драйве»), но тут люди не удержались. Фильм очень понравился — простая линейная история человека с поломанной в одночасье жизнью. Томас Винтерберг снимал «Торжество» с применением манифеста «Догма», получил за него Приз жюри в Канне и теперь может быть с пустыми руками не уедет. Вряд ли, конечно, но председатель жюри Нанни Моретти фильм точно оценит.Постановщик «Торжества», получившего в 1998 году в Канне приз жюри, датчанин Томас Винтерберг отмечал свое 43-летие, когда состоялся пресс-просмотр его новой картины «Охота». Один из самых известных скандинавских актеров, Мадс Миккельсен играет воспитателя из детсада, которого несправедливо обвиняют в растлении пятилетней девочки. Читать дальше.
В самых первых кадрах «Охоты» стайка мужичков среднего возраста радостно сигает в воду — кто в трусах, а кто бодро помахивая мужским достоинством (почти как в «Идиотах» фон Триера, который с Винтербергом основал манифест «Догма»). Окажись рядом с ними дети, никто бы и глазом не моргнул. Но что если пятилетняя Клара, дочка его лучшего друга, заявит, что воспитатель показывал ей свою пипиську? Клеймо педофила смыть будет невозможно. Лукас (Мадс Миккельсен) работает в детском саду, его обожают дети и уважают взрослые. Он милейшей души человек, всегда готовый прийти на помощь друзьям. Его жизнь до поры до времени омрачает только развод с женой и ее запрет на встречи с сыном. Но из-за фантазий Клары Лукас превратится в изгоя. Практически все жители городка будут считать его виновным и отвернутся от него.
После выхода «Торжества» Винтерберг получал множество писем и посылок от самых разных людей. Среди них был датский психиатр, приславший режиссеру целую папку разных историй и предложивший посмотреть на другую сторону проблемы, связанной с сексуальным насилием. Поскольку Томас был по горло занят разработкой нового проекта, папка затерялась среди множества других материалов. Восемь лет спустя она нашлась. «У меня начался бракоразводный процесс и требовался психолог. Я вспомнил про того парня и обратился к нему. Он напомнил про папку. Я начал читать ее содержимое и поразился, — говорит Винтерберг. — Я решил, что должен снять об этом фильм».
«Охота» стала седьмой полнометражной лентой датского постановщика. На какое-то время он выпал из поля зрения критиков (его «Всё о любви», «Дорогая Венди» и «Возвращение домой» не прорвались на ведущие европейские фестивали), но снова вернулся в 2010-м году с драмой «Субмарино» по сценарию Тобиаса Линдхольма, который работал и над «Охотой». «Куда ж вы пропали?» — спросил Томаса один из журналистов. Винтерберг со свойственным ему сарказмом ответил: «Я все время был здесь! Это вы, ребята, меня не замечали!»
Не заметить «Охоту» будет трудно. Кино об охоте на ведьм, у которого только кажущийся хеппи-энд. «О каком хеппи-энде идет речь, если я из Дании? Это мрачная и злая страна! — шутил режиссер на пресс-конференции. — У нас в большом почете мрачные сказки, я рос на них!» Однако свою страну Винтерберг любит и продолжает там работать. «Я горжусь состоянием нашей киноиндустрии», — сказал Томас, напомнив, что в прошлом году его соотечественник Николас Виндинг Рефн уехал из Канна с призом за режиссуру.
Винтерберг утверждает, что снимал кино о потере невинности: «Ведь как было раньше? Я рос в семидесятых и ребенком спокойно сидел на коленях у голого мужика где-нибудь на пикнике, и ни у кого ничего в мыслях не было!» Сценарист «Охоты» Тобиас Линдхольм поддерживает режиссера: «Мы затронули очень скользкую тему, но мы с самого начала даем понять, что Лукас невиновен. Здесь никаких „если бы да кабы“. Он не виноват — и точка». Подключается Мадс Миккельсен: «Мы никоим образом не отрицаем того факта, что многие дети становятся жертвой педофилов. Но Лукас — невинная жертва, на которую обрушивается гнев жителей города. И мы хотели рассказать такую историю». Герой Миккельсена, несмотря на кажущуюся мягкость, является человеком очень упрямым. Он способен постоять за себя. Сцена в супермаркете вызвала аплодисменты в зале, а это бывает очень редко во время сеансов, ведь обычно аплодируют только на титрах.
В ключевой сцене фильма Лукас накануне Рождества появляется в церкви и бросает вызов своим бывшим друзьям. «Мадс умудрялся в каждом дубле кричать совершенно одинаково, — хвалит свою звезду Винтерберг. — Нам нужно было снять одну и ту же сцену с разных точек, так что от него требовалось в точности повторить одно и то же. Никогда не видел такого профессионального подхода к работе. Он восемь часов напролет повторял свои эмоции: упорство, надрыв, злость, облегчение. Такое умеют очень немногие актеры».
«Охота» ставит под сомнение распространенное мнение о том, что дети не лгут. Томас Винтерберг считает, что это стереотип. «Мы говорим, что дети врут. Они сочиняют небылицы или врут, чтобы порадовать взрослых. В каком-то смысле дети у нас — это настоящие демоны. Это фильм о том, как они разрушают жизнь человека».
Приятно знать, что «Охота» куплена для российского проката и выйдет на экраны 15 ноября этого года. Пока же пожелаем Томасу Винтербергу и Мадсу Миккельсену удачи в Канне. Они этого достойны.Действие "Охоты" разворачивается в небольшом датском городке в канун Рождества. 40-летний Лукас (Мадс Миккельсен), обретает долгожданную способность контролировать свою жизнь. Пережив жесткий развод, Лукас завел новую подругу, поменял работу и полным ходом движется к восстановлению отношений со своим сыном-подростком Маркусом.
Но что-то постепенно пошло не так. Случайная ложь героя распространяется словно вирус. Подозрения принимают угрожающие размеры, и окружение Лукаса оказывается в состоянии коллективной истерии. Все это время герой в одиночку борется со всеми, он обязан сохранить свое достоинство и жизнь. Читать дальше.
"Охота" является тревожной иллюстрацией того, как ложь становится правдой — это современная история об охоте на ведьм, о несправедливости, чувстве вины и прощении. Это набросок того, как хрупки наши cвязи и как легко их разрушить сплетнями, сомнениями и подозрениями, как легко дать злу возможность процветать. "Охота" — портрет человека, который рвется изо всех сил, чтобы оправдать себя. Отец и сын тянутся друг к другу, в то время как рушится их мир.А еще я установила свой личный рекорд – ровно полтора часа в очереди под проливным дождем ради последней возможности увидеть «Охоту» Томаса Винтерберга, одного из фаворитов конкурса. Страдала не зря: фильм отличный, шокирующий и для нашей страны слишком актуальный. Надо бы его премьеру в Мосгорсуде устроить, и в Госдуме – так, для профилактики. Читать дальше.
Главный герой фильма – 40-летний Лукас (если не Трентиньян, то точно Мадс Миккельсен получит здесь «лучшую мужскую роль») переживает мучительный развод и расставание с сыном. Сын-подросток переживает не меньше, у него от всей этой истории просто земля из-под ног уходит. Лукас очень грустит и пытается вернуть себя к жизни – устраивается на новую работу в детский сад, и даже заводит новые отношения. Не столько сам заводит, сколько девушка настаивает, а ему самому от этого как-то страшно и неловко, что ли, но одному очень тяжело, вот он и соглашается. А по соседству живет семья друзей, и у них маленькая дочка. Эти друзья постоянно между собой ругаются, а дочку вечно где-нибудь забывают. Лукас с ней дружит, провожает ее домой, в детском саду с ней играет, и она к нему привязывается сильнее, чем к родителям. А однажды он ей сделал замечание, она на него обиделась, и решила воспиталке рассказать, что Лукас ей показывал гениталии. Воспиталка тут же решила принять меры и сообщить, кому следует, то есть всем родителям, всем воспитателям, властям и бывшей жене Лукаса. И моментально весь маленький шведский городок против этого доброго прекрасного человека ополчился.
Дальше начинается история чудовищной травли и отчаянной борьбы невиновного человека за свою жизнь и репутацию, которая не прекращается даже тогда, когда невиновность его доказана. В общем, наглядная экранизация истории профессора Рябова, сделанная жестко и безжалостно по отношению к жесткому и безжалостному обществу. Разница лишь в том, что у Винтерберга правосудие оказывается гуманным, а общество – беспощадным, а в России – совсем наоборот. Неизвестно, что хуже.Второй конкурсный фильм этого дня -
"Любовь / Amour" - если судить по отзывам, можно считать главным претендентом на победу.
Смотреть дальше.

Актёры Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян

Изабель Юппер

Режиссёр Михаэль Ханеке

Смотреть дальше.
Самым сильным впечатлением от нынешних Канн пока можно назвать новый фильм Михаэля Ханеке «Любовь» с Жан-Луи Трентиньяном, Эммануэль Рива и Изабель Юппер. Читать дальше.
Первый показ «Любви» Михаэля Ханеке на Каннском кинофестивале состоялся в воскресенье утром, а вечером была премьера. В перерыве в городе начался особенно сильный дождь и ветер. Собственно, погода не баловала всю неделю. Но в воскресенье натурально разверзлись хляби небесные. Наверное, мало кто забудет отметить этот факт. Но ведь и правда символично.
Фильм длится два часа, и сначала ничто не предвещает грозы. Публика слушает фортепианную музыку — вид на публику, среди которой, как потом выяснится, была и очень пожилая пара музыкальных педагогов (выступал их бывший ученик). Супруги Анна (Эммануэль Рива) и Жорж (Жан-Луи Трентиньян) возвращаются домой, помогают друг другу раздеться, шутят. У них красивая квартира, рояль, книжные шкафы, из которых регулярно берут книги «на почитать» (это заметно) и, судя по всему, длинная и счастливая жизнь позади.
Через несколько дней за завтраком она вдруг застынет, а очнувшись, не будет помнить, что только что перепугала мужа своей неподвижностью. Вскоре у нее случится инсульт, и правую половину тела парализует. Потом второй инсульт, и она будет долго умирать. А он под удивленное восхищение соседей и вопреки советам приехавшей из-за границы дочери (Изабель Юппер), переживающей не только за мать, но и за отца, откажется перевезти ее в спецклинику. Иногда срываясь, постепенно теряя прежний ровный облик, он будет ухаживать за ней до конца. Один конец зрителю покажут в самом начале, второй, над которым придется поломать голову, наступит после двух часов просмотра. Хотя, конечно, по сути все очень просто и без затей.
Актеры. Изабель Юппер во второстепенной роли. В главной женской роли — актриса, а также поэтесса Эммануэль Рива, чья самая знаменитая работа — в ленте «Хиросима, моя любовь» Алена Рене (который тоже участвует в конкурсе в этом году, его фильм в Каннах увидят уже сегодня, узок круг этих людей, и в большинстве своем они уже очень старые). Она прекрасна. Но игра ее партнера Жана-Луи Трентиньяна вообще где-то на грани возможного. 81-летний актер долго не снимался в кино (предпочитая театр и изредка телевидение). На пресс-конференции он сказал, что сценарий Ханеке показался ему интересным, потому он и решился.
Это фильм о смерти, о долгом процессе увядания, умирания, распада. Но с тем же успехом это и фильм о любви. У героев не то чтобы все в порядке (какое там!), но трагична не только их история, а и сам факт того, что жизнь конечна. Режиссеру удалось передать эту очевидную реальность при помощи интерьеров одной квартиры, пары героев, двух-трех второстепенных персонажей (среди которых российская актриса Динара Друкарова). И дело, конечно же, не в новизне, а в уровне реализации.
У Ханеке в общей сложности семь каннских наград. В 2001 году он получал большой приз жюри за «Пианистку», в 2005-м был признан лучшим режиссером за «Скрытое». А в 2009-м удостоился главной награды за «Белую ленту» (в двух последних случаях, что интересно, признание жюри совпадало с признанием международной ассоциации кинокритики ФИПРЕССИ). Если при подсчетах разностей учитывать нынешний год, то промежутки почти ровные. Ну а что поделать, если он снимает так, что захватывает дух, и кажется, будто прикасаешься к чуду. Причем ведь прежние его фильмы все же были мрачные, как минимум тревожные. «Любовь» — лента тяжелая, но и нежная (хотя в паре сцен он словно подкручивает ручку, добавляя чего-то адского, на подобные ощущения он непревзойденный мастер). Это поражает особенно сильно — разве можно было ждать такого нежного фильма от человека, специализирующегося на безупречных описаниях зла.Многие журналисты выходили с утреннего показа драмы Михаэля Ханеке «Любовь» с заплаканными глазами. Мэтр снял, пожалуй, свой самый нежный фильм о любви — настоящей и неподдельной, проходящей суровое испытание старостью. Ради Ханеке на экран возвращается легенда французского кинематографа Жан-Луи Трентиньян, герой одного из самых романтичных фильмов «Мужчина и женщина». Читать дальше.
Спецназ врывается в запертую парижскую квартиру. Взломав замок входной двери, полицейские обнаруживают, что одна из комнат в огромной квартире опечатана и заклеена. Там в импровизированном мавзолее лежит труп женщины.
Несколькими месяцами ранее Анна и Жорж, пожилые преподаватели музыки, возвращаются домой из консерватории. Он делает ей комплимент: «Ты сегодня особенно прекрасно выглядишь». Она просыпается среди ночи: «Ничего страшного, просто так». На следующее утро Анна внезапно застынет за завтраком. Жорж попытается достучаться до нее, но бесполезно. Глаза супруги пусты. Через несколько минут она очнется. Инсульт. Еще один инсульт. Паралич правой стороны тела. «Не оставляй меня в больнице», — просит Анна. Пока еще в ней теплится жизнь, но разум постепенно покидает ее. Жорж с ужасом наблюдает, как от его любимой женщины остаются лишь воспоминания. Он будет сам ухаживать за ней, вынося гневные отповеди дочери (Изабель Юппер), обвиняющей его в бездействии.
Во время одного из диалогов с женой герой Трентиньяна рассказывает о том, как в детстве бегал в кинотеатр, видел один фильм, который произвел на него сильнейшее впечатление. Вот только он не помнит, о чем он был. Некоторым образом это перекликается с «Любовью»: в фильме, по сути, ничего не происходит, но процесс угасания Анны показан с беспощадной к зрителю реалистичностью, а отношение заботливого Жоржа к жене настолько трогательное и нежное, что сразу понятно: вот она, настоящая любовь. Вот что такое «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», но с поправкой на фамилию режиссера.
Австриец Михаэль Ханеке не щадит зрителя. Он скрупулезно показывает все стадии мучительной агонии, в которой находится героиня Эмманюэль Рива. У Жоржа много забот. Переносить жену из кровати в коляску. Поменять подгузники. Накормить, даже если у нее с трудом открывается рот. Выносить ее стоны. Не сдаваться, даже когда она впадает в детство и начинает звать мать.
В зале во время первого пресс-просмотра стояла гробовая тишина, не нарушаемая даже постоянным спутником фестивальных кинокритиков кашлем. Подавляемые всхлипы ближе к финалу стали саундтреком фильма в сочетании с Шубертом, Бахом и Бетховеном, чья музыка звучит в картине.
Как и в «Белой ленте», в «Любви» нашлось место птице — в квартиру супругов пару раз залетают голуби. Жорж ловит крылатых нарушителей спокойствия и выпускает в окно. «Голубь оказался плохим актером, — шутил Трентиньян на пресс-конференции. — Михаэль пытался работать с ним как режиссер, но ничего не вышло. Кажется, нам даже пришлось найти второго голубя!» Как ни странно, режиссер и актеры отвечали на вопросы журналистов в ироничном ключе, избегая ненужного пафоса.
«Страдали ли актеры на съемках? Нет, конечно. Страдать будет зритель», — улыбаясь, сказал режиссер, добавив, что совсем не обязательно, что грустное кино автоматически накладывает отпечаток печали на съемочный процесс. «Я знаю много комедий, съемки которых превращались в очень грустное мероприятие!» — сообщил Ханеке.
Ради Ханеке в кино после девятилетнего перерыва возвращается Жан-Луи Трентиньян. «Мне вообще больше не хотелось сниматься в кино, но я сделал исключение для одного из величайших режиссеров мира. Но это одноразовая акция! Кажется, я гораздо лучше на сцене, где я себя не вижу, в отличие от кино. Но в этом фильме впервые за долгое время я был рад видеть себя на экране».
Эмманюэль Рива, сыгравшая Анну, дебютировала в кино в мелодраме «Хиросима, моя любовь», премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале. Новый фильм режиссера «Хиросимы» Алена Рене «Вы еще ничего не видели» принимает участие в этом году в конкурсной программе Канна. И еще одно совпадение: в 1962-м Рива получила Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за роль в драме «Тереза Дескейру», а в этом году новая экранизация романа Франсуа Мориака «Тереза Д.» закрывает Каннский фестиваль. «Михаэль сказал мне: „Не будь сентиментальной“. И я поняла, как надо играть Анну», — говорит Эмманюэль. — Все страхи моментально ушли. Кроме одного. Я боялась врезаться в стену на своем кресле-каталке, думала, что не справлюсь с управлением!»
Михаэль Ханеке рассказал, что ему на съемочной площадке важнее всего не изображение, а звук: «Мы работали с эмоциями. Если эмоции отражены верно, то и голоса актеров будут правильными». Режиссера спросили, почему он решил снимать фильм о стариках. «Я не собирался специально поднимать эту тему. Я вообще никогда не пишу фильмы с целью что-то доказать, — ответил Ханеке. — Когда достигаешь определенного возраста, неизбежно сталкиваешься со страданиями. Мне не хотелось показывать ничего более. Именно поэтому я снял весь фильм в квартире, а не в больничной палате, которые уже примелькались на экране. В конце концов, я рад, что снял такой простой фильм».
«Любовь» куплена для российского проката. Релиз намечен на 25 октября.Сегодня конкурсный день продолжила “Любовь” австрийца Михаэля Ханеке. В “Любви” Жан-Луи Трентиньян (который, по его словам, не снимался 14 лет) и Эмманюэль Рива играют Анну и Жоржа, пару пожилых учителей музыки, а двукратная каннская лауреатка Изабель Юппер - их живущую в другой стране дочь, которая приезжает, когда у матери случается удар. Анна остается полупарализованной, но берет с мужа клятву, что ее не отправят в больницу - и тот берется ухаживать за женой до конца.
"В какой-то момент жизни непременно сталкиваешься со страданием любимого человека - это неизбежно, но смириться с этим невероятно сложно. С размышлений об этом и начался мой проект. Но я не ставил перед собой задачу рассуждать об обществе в целом и о месте в нем стариков", - рассказал перед показом режиссер. Читать дальше.
Ханеке также признался журналистам, что для него как для режиссера уши важнее, чем глаза. "Я работаю скорее ушами, чем глазами. Когда я ставил спектакли в театре, я большую часть времени смотрел себе под ноги. Актеры удивлялись, а я отвечал: "Так я вас лучше вижу". Потому что не глядя начинаешь лучше слышать фальшь в голосе или в сцене. То же самое в кино: когда я снимаю, я не всегда смотрю на площадку, но всегда слушаю, что там происходит", - цитирует Ханеке РИА Новости.
Трентиньян же навзал Ханеке одним из самых требовательных режиссеров в мире: “Он всегда очень точно знает, чего хочет добиться, и не останавливается, пока не получает нужного результата. Сцену, где Жорж ловит случайно залетевшего в квартиру голубя, мы снимали два дня, потому что Михаэль пытался давать указания голубю! В конце концов пришлось сменить птицу. Да и я очень мучился – у меня было сломано запястье, а Михаэль заставил меня снять гипс", - вспоминает Трентиньян.В программе "Особый взгляд" показывали "Признания отпрыска века / Confession of a Child of the Century" и картину французского режиссёра Себастьена Лифшицы "Невидимые" (откуда взялся последний "конкурсант" - понятия не имею, так как данный фильм не заявлен в программе, но раз в прессе пишут, будем верить.)

Режиссёр картины "Невидимые" Себастьен Лифшиц для портрет-сессии 65-ого Каннского кинофестиваля

Команда фильма "Признания отпрыска века / Confession of a Child of the Century" на фотоколле
Смотреть дальше.

Пит Доэрти и Лили Коул

Лили Коул, режиссёр Сильви Веред, Кяроль Роше



Пит Доэрти и режиссёр Сильви Веред

Аугуст Диль и Пит Доэрти

Пит Доэрти, режиссёр Сильви Веред, Аугуст Диль и Гийом Гальенн

Команда фильма "Признания отпрыска века / Confession of a Child of the Century" на красной дорожке
Смотреть дальше.
На 5-ый день кинофестиваля на суд критиков в программе “Особый взгляд” были представлены «Невидимые» француза Себастьена Лифшица. Как поясняется в аннотации “Невидимы” – это документальная социальная драма про трудные будни гомосексуалистов разных возрастов и профессий: “Женщины и мужчины, родившиеся между двумя мировыми войнами. Этих разных людей объединяет одно: все они гомосексуалисты и лесбиянки, которые не захотели этого скрывать в то время, когда гомосексуальность отторгалась обществом. Они любили, боролись, желали, занимались любовью. Сегодня они рассказывают о своей жизни, о нежелании покоряться, о стремлении быть как все и необходимости находить особые формы свободы. Ничто не могло их испугать...”.
Так-то вот…В программе «Особый взгляд» зрителям представили фильм французского режиссера Себастьена Лифшица под названием «Невидимые». Это документальная социальная драма о трудной жизни гомосексуалистов разных профессий и возрастов. Вторым фильмом в этой программе стал «Confession of a child of the century» («Исповедь сына века») режиссера Сильви Веред. Главные роли в экранизации романа Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» исполнили Пит Доэрти и Шарлотта Гензбур.Звёздные гости вечера

Шерил Коул

Фиби Прайс

Стефан Фрейс со спутницей

Анджела Исмайлос

Эрин Уоссон

Аисса Маига

Анна-Софи Лапикс

Жозефина Жобер

Джули Гайет

Лю Вен

Беренис Марло (новая девушка Бонда - в варианте 2012 года)

Диана Крюгер


Жюри фестиваля

Режиссёры Элиа Сулейман, Чэнь Кайгэ, Уолтер Саллес, Клод Лелуш, Дэвид Кроненберг, Роман Полански, братья Жан-Пьер и Люк Дарденн, Министр культуры Франции Орели Филипетти
Фотографии с сайта 
@темы:
Режиссёры,
Фотографии,
Каннский кинофестиваль,
Звёзды,
Интервью,
Красная дорожка