19 мая в Каннах встречали следующих двух участников основного конкурса - картины
"Самый пьяный округ в мире / Lawless" и
"За холмами / Dupa dealuri", причём первый из них - действительно "звёздный": Том Харди, Гай Пирс, Гари Олдман, Шайа ЛаБаф, Джессика Честейн, Миа Васиковска, Джейсон Кларк - для одного фильма даже как-то много громких имён.
Смотреть дальше.
Смотреть дальше.
Вестерн «Самый пьяный округ в мире» был одним из самых ожидаемых проектов конкурсной программы Каннского кинофестиваля. Австралиец Джон Хиллкоут представил бескомпромиссный и жесткий взгляд на Америку тридцатых годов, которая, по мнению режиссера, очень похожа на наше время. Том Харди, Шайа ЛаБаф, Джессика Честейн, Миа Васиковска, Гай Пирс, Дэйн ДеХаан и Джейсон Кларк отвечали на вопросы журналистов, но звездой пресс-конференции стал Ник Кейв. Читать дальше.
Австралийский музыкант адаптировал для экрана книгу Мэтта Бондуранта «Самый пьяный округ в мире». Фильм в международном прокате носит иное название — «Без закона». Впрочем, вопросы перевода сегодня не затрагивали. Зато журналистов очень волновала тема насилия. Оно пышным цветом цветет в картине Хиллкоута, однако режиссер не заливает кровью каждый кадр, а предельно реалистично показывает последствия конкуренции бутлегеров и жестокость агентов, охотившихся за самогонщиками.
1931 год, штат Виргиния. Братья Бондурант промышляют производством и продажей самогона в округе Фрэнклин, благодаря чему держатся на плаву в это сложное время. Но прибытие из Чикаго спецагента Чарли Рейкса (Гай Пирс) ставит под угрозу не только бизнес братьев, но и их жизни.
«Это был самый кровавый фильм из всего, что я видел в этом году», — признался один из журналистов. Стоит признать, что пока что «Самый пьяный округ» на сегодняшний день держит пальму первенства среди конкурсных фильмов по количеству насилия. Автор книги Мэтт Бондурант написал своеобразную историю своей семьи, которую, по словам Хиллкоута, пришлось сильно упростить. «Надеюсь, Мэтту понравится», — ухмыляясь, сказал Кейв. Ник работал не только над сценарием, но и над музыкой: «Она звучит у меня в голове, пока я пишу сценарий. Мы решили, что у нас будут максимально аутентичные песни того времени».
Вопрос о жестокости в фильме Хиллкоута журналисты поднимали неоднократно, пока Кейв не заявил: «Мне нравится книга. Мне вообще нравятся истории о любви и чрезмерном насилии. Комбинация этих элементов в книге Мэтта меня как раз и привлекла. Но в кино насилие зачастую показывают скучно. А Джон умеет снять насилие свежо и оригинально!»
Хиллкоут отметил, что не сторонник насилия и не ставил задачей шокировать зрителя сценами жестокости. Учитывая, что в программе «Каннская классика» в этом году показывали отреставрированную версию фильма Серджио Леоне «Однажды в Америке», режиссер признал, что черпал вдохновение из его фильмов: «Леоне перевернул жанр, заставил людей по-новому посмотреть на криминальное кино, сделал эти фильмы захватывающими. Его фильмы и „Бонни и Клайд“ оказали влияние на кинематографическую и нарративную части „Округа“. Мне хотелось понять то время».
Драма Майкла Манна «Джонни Д.», сериал «Подпольная империя» — почему времена сухого закона так волнуют кинематографистов? «Потому что это время очень похоже на наше, — ответил режиссер. — Кризис в сочетании с неуверенностью и нестабильностью — примерно то же самое мы переживаем сейчас».
За несерьезную часть пресс-конференции отвечал Том Харди. Он называл журналистов словом «дружище», крутил усы, поглаживал бороду и шутил, отвечая на вопросы. «Как я готовлюсь к ролям злодеев? Играю в „Скрэбл“! Сами попробуйте, очень серьезная вещь! А тут меня Джессика Честейн в перерывах обыгрывала в „Морской бой“». «Чувствую ли я себя британцем в Голливуде? Я прежде всего чувствую себя человеком». «Когда я снимался с Гари Олдманом в фильме „Шпион, выйди вон!“, он казался мне богом! А теперь мы работали второй раз, так что он мне уже не казался богом, поэтому я даже позволял себе язвить над ним».
Хиллкоуту тоже пришлось ответить насчет связи своей родины и места работы. Чувствует ли он себя частью нового движения в американском кино? «Ух ты, я вообще-то думал, что снимаю кино для всего мира, а не только для Америки, — рассмеялся режиссер. — Америка привлекает меня, как и Австралия, там есть много историй. Но в Штатах довольно жесткие условия для тех, кто снимает многобюджетное кино. Думаю, что против этого однажды будет сильное движение. Смотрите, что происходит на телевидении: уже сегодня каналы вроде HBO производят продукцию, которая гораздо интереснее большинства фильмов».«Самый пьяный округ в мире» — самая сильная работа Шайи ЛаБафа в кино, и я не шучу. Таким я его что-то не припоминаю. В одной из сцен он с Дэйном ДэХааном ****т лук на фоне тачки и с пушками в руках. Очень смешно. В остальном жутковато. Брутальное время, брутальные мужчины. Гари Олдман с томми-ганом на дороге против машины — кадр дня. Зализанный Гай Пирс очень жуткий. Миа Васиковска наконец-то на месте со своей прохладной манерой подачи. Она тут изображает дочку священника, играет чуть ли не на банджо (не помню как называется инструмент) и трогательно меряет платьишко в цветочек. Том Харди, конечно, дико хорош, но всех делают австралиец Джейсон Кларк, оператор Бенуа Деломм и музыка Ника Кейва.Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гай Пирс, Миа Васиковска, Джессика Честейн и Гэри Олдман стали жителями Вирджинии времен сухого закона в криминальной драме Джона Хиллкота.
После сомнительного постапокалиптического экзистенциализма «Дороги» режиссер Джон Хиллкот возвращается на благодатную почву со «Страной обетованной», криминальной историей, разворачивающейся в Америке во времена сухого закона. Новая лента Хиллкота, сценарий которой был написан Ником Кейвом – коммерчески более привлекательная, чем их предыдущий совместный проект, вестерн «Предложение» – наполнена тягучей тревогой, мощной атмосферой и сочными портретами героев, воплощенных на экране сильными актерами. Читать дальше.
Главной фигурой в этой драматической истории является Джек Бондюрант – один из самых простых героев ленты, ставший, однако, лучшей ролью Шайи ЛаБафа за всю его карьеру. Так или иначе, фактуру фильма создает не Джек, а остальные персонажи, в частности, его братья – молчаливый и философствующий Форрест (Том Харди) и каратель Говард (Джейсон Кларк). Стоит отметить и Гая Пирса, сыгравшего щеголеватого представителя закона, не стеснявшегося проливать кровь до тех пор, пока он не запачкал свой пошитый на заказ костюм, и причмокающего губами в лучших традициях чикагской мафии Гэри Олдмана в небольшой, но очень запоминающейся роли Флойда Беннера.
Мягкие нотки добавляет Дэйн ДиХан, сыгравший ребенка-калеку, который следит за качеством самогона на подпольном заводе братьев Бондюрант, Миа Васиковска в роли бунтарки Берты, дочери проповедника, и Джессика Честейн, ставшая танцовщицей бурлеска, которая уехала из большого города в поисках спокойной жизни и столкнулась с точно такой же жестокостью в глуши.
Вдохновившись книгой Мэтта Бондюранта «Самый пьяный округ в мире», вымышленной историей о бутлегерах, живших в 30-х годах в Вирджинии, Ник Кейв почувствовал, что это его стихия. Музыкант и готический трубадур, которого всегда тянуло к романтике кровопролития, преступности и смерти, мог бы даже легко позаимствовать эту историю из своего альбома 1996 года «Баллады об убийстве».
Пролог сопровождается закадровым рассказом Джека о прошлом мальчишек из семьи Бондюрант. Они верили в то, что их невозможно уничтожить – особенно Форрест, выживший после гриппа, который убил их родителей. Как и положено, Джек был самым юным в семье. Его нежелание по приказу братьев стрелять в кабана слегка выдает предназначение героя, которое ему суждено выполнить в финальной кровавой резне. Но, похоже, Хиллкот и Кейв довольны тем, что используют классические сюжетные приемы.
Основное действие ленты происходит в 1931 году. Выросшие братья Бондюрант развернули в горах нелегальную фабрику по производству качественного самогона, который они поставляют и белым, и черным, и гражданским, и даже представителям закона. Но волна преступности с Севера постепенно охватывает все новые и новые районы, и ее щупальца неизбежно достигают Вирджинии.
Желая навариться на продажах, нечистый на руку прокурор округа отправляет на фабрику своего заместителя Чарли Рэйкса (Пирс) – порочного и напомаженного подлеца, который даже и не пытается скрывать свое пренебрежение всей этой деревенщиной. Форрест ясно дает понять, что братья Бондюрант не собираются ложиться под кого-то, отправив в ответ прокурору убедительное сочетание кастета и неповиновения властям. Это мгновенно превращает Рэйкса в заклятого врага семьи. Помимо этого Форрест сопротивляется инициативе объединения, поступающей от местных бутлегеров в связи с новым законом. Именно это, вкупе с качественным самогоном, помогает процветанию бизнеса.
Параллельно мы наблюдаем за прозаичными усилиями младшенького Джека, мечтающего заслужить уважение братьев и стать партнером по бизнесу. Свой счастливый билет он вытаскивает после того, как в одной из драк с головорезами Рэйкса Форрест зарабатывает шрам поперек горла, а сам Джек едва выживает после, казалось бы, фатального столкновения с людьми Флойда Беннера. Теперь младший Бондюрант может позволить себе шикарное авто и ухаживания за симпатичной Бертой. Тем временем, в мужском баре на Blackwater Station работает девушка по имени Мэгги, у которой начинают блестеть глаза при одном взгляде на Форреста.
Благодаря тонкой работе монтажера Дилана Тиченора, Хиллкот с завидным постоянством чередует экшн и размеренное повествование, умело поддерживая напряженность и тревожное настроение надвигающейся угрозы. Неизбежная развязка, следующая за необдуманным поступком Джека, который привел Рэйкса на семейную фабрику, оказывается чересчур длинной, а финальная кода, разворачивающаяся десять лет спустя, и вовсе затягивается. Но фильму все равно удается сохранить саспенс и продемонстрировать отсутствие лишних персонажей.
Хиллкот и Кейв не прославляют преступников, а всего лишь демонстрируют, что большинством их жестоких действий движет самозащита или расплата за прошлые грехи, но уж точно не злоба. Самый запоминающийся из героев – мрачный Форрест, чей голос буквально через силу вырывается из горла Тома Харди и в большинстве случаев похож лишь на невнятный гул. Он напоминает свирепое животное, которое изредка рычит под нос случайные мудрости о жизни вне закона, вроде фразы «Не насилие определяет человека, а расстояние, которое он готов преодолеть».
Панорамные планы Бенуа Деломма придают ленте эпический размах, а затененные интерьеры в оттенках сепии контрастируют с резким небом и зелеными лесными массивами, покрытыми виноградниками и густыми ивами. Работа художника-постановщика Криса Кеннеди и костюмера Маргот Уилсон вызывает в памяти приятные воспоминания о старой Америке.
Также, как и в «Предложение», первый совместный проект музыканта и Хиллкота, Кейв внес незаменимый вклад в саундтрек картины, который написал вместе с Уорреном Элисом – эта команда также работала над музыкой к вестерну «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Эндрю Доминика, и, стоит отметить, здесь действительно есть моменты, когда «Страна обетованная» пытается походить на фильм с Брэдом Питтом. Саундтрек ленты – смесь этнического блюграса, госпела, кантри и современных песен, переосмысленных Эмиллу Харрис, Ральфом Стэнли и многими другими.
Если даже «Стране обетованной» и не удастся закрепиться в истории среди великих фильмов про бандитов и гангстеров, это неважно. У Хиллкота получилась занимательная повесть, тонко рассказанная и сыгранная – для тех, кто любит американские криминальные саги, этого будет достаточно.Послепремьерная вечеринка
Одна из самых ожидаемых картин Каннского кинофестиваля, «Страна обетованная» Джона Хиллкота от The Weinstein Company и FilmNation не подвела – как и закрытая вечеринка по случаю премьеры, прошедшая 19 мая на пляже Baoli. Читать дальше.
После почти десятиминутной овации в Дворце фестивалей (и любой каннский ветеран вам скажет, это долго) актеры и съемочная группа были на седьмом небе. На самом деле, зрители даже не дождались финала, срываясь в отдельные аплодисменты на трех ключевых моментах развязки. Теплый прием растрогал маму Шайи ЛаБафа Шэйну до слез.
«Это было похоже на большую встречу выпускников», – рассказал THR один из инсайдеров, по словам которого съемки закончились так давно, а бюджет был таким мизерным, что команда фильма чувствовала себя большой семьей, ютясь в коттеджах в Джорджии. Едва на вечеринке появился ЛаБаф, он взял сигарету и отправился на ближайший пирс посмотреть на воду – ему явно хотелось прожить этот момент в одиночестве.
Джессика Честейн прибыла одной из первых и, заправляясь закусками и аперитивами, весь вечер танцевала с друзьями под музыку французского ди-джея.
Продюсер Харви Вайнштейн не появлялся на вечеринке до последнего, задержавшись на еще одной премьере – в тот же вечер в Дворце фестивалей давали мюзикл Уэйна Блэра «Сапфиры» с участием Криса Дауда, который тоже задержался – фильм, права на который продюсер приобрел незадолго до этого.
Неуловимый Том Харди (его пришлось упрашивать снять свои солнечные очки для прохода по ковровой дорожке на премьере «Страны обетованной») ненадолго заглянул на огонек со своей спутницей, чтобы отпраздновать прием картины. На следующий день актер улетел из Канн, чтобы начать работу над новым проектом.
Гай Пирс и дебютант Джейсон Кларк, для которого этот год станет большим прорывом благодаря ленте Хиллкота и участию в «Великом Гэтсби» База Лурманна, стояли в сторонке неподалеку от Мии Васиковска, шептавшейся с Дэйном ДиХаном.
Когда на вечеринку проникли фотографы, Шайа ЛаБаф закрыл руками лицо, ясно давая понять, что на сегодня с фотоколлами закончил. Форма актера была одной из тем оживленных обсуждений – кто-то из гостей вечеринки даже пошутил «Пора вернуться к борьбе за вес», на что ЛаБаф ответил: «Я в курсе».
Также на пляже присутствовали продюсеры картины Даг Вик и Люси Фишер. Несмотря на долгую работу в киноиндустрии (дуэт спродюсировал «Гладиатора», «Прерванную жизнь» и «Воспоминания гейши»), это их первый визит в Канны. Вик очень благодарил председателя FilmNation Глена Бэснера за продвижение картины – в прошлом году он устраивал ее скрининг на кинорынке под прежним названием «Самый пьяный округ». «Глен столько всего сделал для фильма!», – сказал Вик THR.Второй конкурсант этого дня - картина румынского режиссёра Кристиана Мунджиу (который уже, кстати, завоевывал "Пальмовую ветвь" в Каннах в 2007 году)
"За холмами / Dupa dealuri".
Смотреть дальше.
Смотреть дальше.
На конкурсе Каннского фестиваля показали фильм Кристиана Мунджиу «За холмами», основанную на реальных событиях историю одного изгнания бесов. Семь лет назад в Румынии в одном из православных монастырей в ходе ритуала изгнания бесов погиб человек. Этот случай был описан в документальных романах румынской писательницы Татьяны Никулеску Брэн. Он и лег в основу сюжета Мунджиу, обладателя «Золотой пальмовой ветви» за драму «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
Его новый фильм о двух девочках, когда-то очень близких. Алина собирается в Германию и уговаривает Войчицу уехать вместе. Но подруга стала религиозной и живет в монастыре, туда и отправляется Алина, чтобы побороться за самого близкого ей человека (есть еще брат-аутист, но с Войчицей близость особая). Напуганные неожиданными припадками гостьи, батюшка и монашки сначала возят ее к врачам, но, поняв, что светская медицина не справляется, лечат девушку своими методами. В финале монашки в сопровождении полицейских едут к прокурору. Проезжавшая мимо машина смачно забрызгивает грязью лобовое стекло их микроавтобуса. Мунджиу снимал о равнодушии, о зле, которое находит самые изобретательные способы проникновения в сердца людей.Румынский режиссер Кристиан Мунджиу взорвал международный кинематограф в 2007-м году своей картиной на тему нелегальных абортов «4 месяца, 3 недели и 2 дня», которая выиграла главный приз Каннского кинофестиваля и ознаменовала начало новой эпохи румынского кинематографа. Читать дальше.
Пять лет спустя он вернулся в основной конкурс Канн с фильмом «По ту сторону холмов». Если в предыдущей своей ленте он демонстрировал последствия коммунизма на обычных румынских жителей, то в «По ту сторону холмов» Мунджиу заостряет свое внимание на коррупции и злоупотреблениях в Румынской Православной церкви.
The Hollywood Reporter встретился с Мунджиу перед каннской премьерой его новой работы и поговорил о том, как победа на большом фестивале повлияла на его карьеру, проблемах румынской церкви и шансах то, что он снова уедет домой с главной наградой.
THR: Когда Стивен Содерберг выиграл Золотую Пальмовую ветвь за свою дебютную работу «Секс, ложь и видео», он сказал теперь уже крылатую фразу: «Вот здесь и начинается конец». Как бы вы могли описать свой успех в Каннах?
Мунджиу: Никак, наверное, но есть кое-что другое – я больше не уверен в том, что мое понимание кино становится глубже по мере того, как я взрослею. Когда я дебютировал в качестве кинематографиста, то для меня все было предельно ясно. Теперь же я все больше начинаю сомневаться. Чувство удовлетворения собственной работой куда важнее, чем успех и признание. Этого я всем желаю.
THR: Как ваша жизнь и карьера изменилась после победы в 2007-м?
Мунджиу: Какое-то время было занятно путешествовать бизнес-классом, и мне оказалось куда легче найти деньги на свой следующий фильм, но я не могу сказать, что вся моя жизнь изменилась сразу после получения Пальмовой ветви – кое-что мне просто не хочется менять. Я работаю в том же кабинете, вожу свой старый автомобиль и периодически снимаю рекламу, прямо как и до 2007-го.
THR: Главной угрозой для героев «4 месяца, 3 недели и 2 дня» было коммунистическое государство, а в вашей новой картине – Румынская Православная Церковь. Почему так получилось?
Мунджиу: «По ту сторону холмов» демонстрирует разницу между верой и религией в целом и церковью как институтом в частности. Вообще, лента в большей степени посвящена побочным эффектам буквального понимания религии, разнице между духом христианства и беспрекословным подчинениям правилам и заповедям. Также, не в последнюю очередь, лента повествует о равнодушии и о том, как на смену пятидесяти годам коммунизма пришли двадцать лет разочарований, изменивших много людей.
THR: Стала ли Румынская Православная Церковь могущественнее после падения коммунизма?
Мунджиу: Она была популярна и раньше, но после падения коммунизма Церковь стала еще более влиятельной и богатой. Около 90% румын объявили себя верующими, а политики осознали, что критиковать что-либо связанное с церковью теперь нельзя. Мне кажется, что вера в гуманистические ценности христианства не может так появиться. Главная цель РПЦ сейчас – построить кафедральный собор Национального Спасения – он будет располагаться на территории дворца Чаушеску, огромного «Дом народа». Строительство этого храма обойдется где-то в 200-400 млн. евро. Трудно понять, почему именно это сейчас важнее всего в бедной стране, где уже есть около 20 тыс. церквей, и при этом – меньше 5 тыс. школ и всего 500 больниц.
THR: Похож ли «По ту сторону холмов» тематически и стилистически на «4 месяца, 3 недели и 2 дня»?
Мунджиу: В «По ту сторону холмов» я тоже снимал каждый эпизод одним кадром, неважно – насколько он был длинным или сложным. Все это давало мне возможность, как автору, продемонстрировать, что важно, а что – нет. Также как и в «4 месяцах, 3 неделях и 2 днях» в центре повествования находятся несколько девушек и их взаимоотношения, а также мужчина, влияющий на их решения. Главная разница между фильмам заключается в темпе развития истории – «4 месяца…» был похож на триллер, в то время как «По ту сторону холмов», скорее, роман, в котором вы сначала должны понять обстоятельства, чтобы прочувствовать происходящее и степень ответственности за каждого из героев.
THR: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» стал одним из первых фильмов новой волны румынского кинематографа, которую очень высоко оценили критики по всему миру. Как сейчас обстоит ситуация в стране – насколько трудно вам и вашим современникам снимать кино в Румынии?
Мунджиу: За последние годы у нас появилось много больших мультиплексов, но, в то же время, аудитория для румынских фильмов исчезла почти полностью с закрытием старых однозальников. Зрители, в большинстве своем, ходят на американский мейнстрим – сравните сами, на него может прийти до 100 тысяч человек, а румынский фильм посмотрят едва ли больше 10 тысяч. Молодые люди предпочитают скачивать кино в Интернете, а старики совсем не ходят в кино и смотрят телевизор. Большинство юных зрителей считает, что кино – всего лишь средство развлечения, потому что они не видели ничего, кроме американских блокбастеров. Мне кажется, что у нас больше нет аудитории для румынских фильмов – за границей к нашему кино интереса куда больше, чем на родине.
THR: Какие у вас ожидания от конкурса в этом году? Надеетесь на вторую Пальмовую ветвь?
Мунджиу: Это было бы здорово, но маловероятно. Больше всего мне хочется отдохнуть после тяжелой 18-месячной работы.Режиссер Кристиан Мунджиу («4 месяца, 3 недели и 2 дня») представил в Каннах картину о любви монахинь-лесбиянок, основанную на реальных событиях. Читать дальше.
Образ монахинь, пребывающих на грани нервного срыва, как ни странно обладает невероятной кинематографической привлекательностью. Началось все с «Черного нарцисса» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера в 1947 году, продолжилось в 1961 фильмом «Виридиана» Луиса Бунюэля, спустя десять лет вышла историческая драма «Дьяволы» Кена Рассела, а потом – «Нескромное обаяние порока» (1984) Педро Альмодовара. И вот «образцовый выпускник» школы румынской новой волны Кристиан Мунджиу представил в Каннах свою картину «По ту сторону холмов».
Тем добрым 155 минутам, что идет эта драма, не хватает накала страстей, который стал визитной карточкой другого и, пожалуй, самого известного на сегодняшний день фильма режиссера – «4 месяца, 3 недели и 2 дня». При этом можно надеяться, что картина найдет своего зрителя, поскольку в каждом кадре просматривается мастерство и особенный почерк Мунджиу.
По сюжету, неуравновешенная и строптивая Алина возвращается из Германии в отчужденную румынскую горную провинцию, чтобы навестить после долгой разлуки и увезти с собой Войчиту – единственного близкого ей человека, когда-либо отвечавшего ей взаимностью. Однако за время их разлуки Войчита становится послушницей в местной православной церкви, которой руководит консервативный священник, приютивший молодую девушку в самый трудный момент ее жизни.
Алина предпринимает различные попытки побороть влияние священника и «отвоевать» подругу детства. В определенный момент она решается на поджог, после чего предпринимает попытку самоубийства. И когда девушка переходит границы морали и становится опасной для общества, монахини обвиняют ее в одержимости дьяволом, привязывают к креслу, морят голодом и пробуют провести над ней обряд экзорцизма.
Стоит признать, что румынская новая волна стала общемировым явлением и получила признание, когда в 2007 году все тот же Кристиан Мунджиу увез из Канн Золотую пальмовую ветвь за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Раньше этот термин обычно закрепляли за политизированными ретро-драмами заката коммунистического режима Чаушеску. Поэтому, наверное, за ко-продукцию трех стран (Румынии, Франции и Бельгии) и четвертый по счету полнометражный фильм режиссера взялись самые яркие соцреалисты Европы – братья Дарденны. Их влияние на стилистику картины неоспоримо: длинные, простые и натуралистичные кадры, снятые, словно одним дублем. Однако с художественной точки зрения современная драма совершенно не похожа на свою «оболочку».
На первый взгляд, намеренно сенсационный сюжет картины «По ту сторону холмов» звучит надуманно. На самом же деле он взят из жизни: похожие события происходили в молдавском монастыре не далее, как десятилетие назад. Сценарий и вовсе основан на двух романах по этой теме, написанных бывшим репортером BBC Татьяной Никулеску Бран. Здесь по всему видно, что режиссер держит четкую дистанцию и ни в коем случае не комментирует поступки своих персонажей. Требовательная и не вызывающая симпатии Алина поначалу кажется очевидным антагонистом, а священник и монахини имеют свои недостатки, но все их поступки несут за собой попытку сделать что-то хорошее. Даже заключительный акт изгнания дьявола происходит за кадром – очень мудрый ход в исполнении молодого режиссера, который не поддался клише, и не повторил сюжетные ходы «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина.
Съемки проходили в специально выстроенном горном монастырском комплексе в ста километрах от Будапешта. Кристиан Мунджиу удивительно легко передает догматические верования и женскую жертвенность, чем, порой, напоминает раннего Ларса фон Триера с натурализмом его картины «Рассекая волны» 1996 года. Фильм «По ту сторону холмов» напрочь лишен закадровой музыки и спецэффектов, снято все на цифровую камеру, что еще больше отсылает зрителя к тем палитрам, которые так любил использовать датский эксцентрик.
Кроме того, в драме невероятно удачно подобраны актеры. Многие из них дебютировали в кино, как, например, Космина Стратан, которая раньше работала телевизионным журналистом. Появляясь в своем первом полнометражном фильме, она сразу привлекает внимание, будто роль писалась специально под нее. Овальные черты лица и глубокие глаза актрисы точно передают единственные возможные для этой картины переживания с минимальным количеством наигранной экспрессии. Особенно это заметно в одной из ключевых сцен, когда ее светящееся лицо заполняет весь экран всего на несколько секунд, в то время как «уютный мир морали» ее героини рушится у нас на глазах.
Стоит признать, что два с половиной часа невзаимной любви, духовных и физических мук персонажей (учитывая, что действие редко выходит за пределы стен монастыря) кажутся медленным и повторяющимся. Лишь в финале режиссер напоминает о своем умении создавать визуальное напряжение.
«По ту сторону холмов», пожалуй, самый медлительный и неторопливый фильм из всех, что могут рассказывать о трудностях монахинь-лесбиянок и их неуравновешенных любовницах. Но это и очень серьезное произведение, представляющее нам созревший талант Кристиана Мунджиу, который может рассказать больше универсальных историй, чем те, кто обычно попадает под определение румынской новой волны.Румынский режиссер Кристиан Мунджиу (автор «4 месяца, 3 недели и 2 дня») опять снял потрясающий фильм – «За холмами». А теперь, как положено, за хорошей новостью – несколько похуже. Во-первых, его освистали и вряд ли наградят (аплодировали, но мало: похоже, те, кому он понравился, в меньшинстве и в задумчивости). Во-вторых, российского дистрибутора у него пока нет – а если учитывать более чем скромные успехи предыдущих «4 месяцев...» в нашем прокате (при том, что 2 года назад получил «Золотую пальмовую ветвь»), то вряд ли прокатчик вообще появится. Читать дальше.
Но это никак не отменяет и не умаляет того факта, что «За холмами» - настоящее произведение искусства, сильное, умное и бескомпромиссное.
Это опять кино о двух девушках, двух подругах – слабой и сильной. И о моральном выборе. На этом сходство с «4 месяцами» заканчивается. Тут действие происходит не во времена Чаушеску, а в наши дни. Правда, место действия – провинциальный монастырь, где время давно остановилось. Даже электричества нет.
Система подавления, с которой сталкиваются героини, на сей раз не тоталитарное государство, а православная церковь.
Алина приезжает на родину из Германии, где живет и работает последние несколько лет. Ее цель – увезти с собой лучшую подругу, с которой они выросли вместе в сиротском приюте. Но ее подруга по имени Войчица стала монахиней, найдя покой и волю – идеальные заменители счастья. Она говорит тихо, но уверенно, неколебима в своих убеждениях и не собирается никуда уезжать. Ее подруга, напротив, отказывается исповедоваться в грехах, да и в церковь входит с опаской, но полна решимости добиться цели. Одним словом, ее раздирают внутренние демоны. Демоны?
Что ж, после того, как местный госпиталь откажется ставить Алине внятный диагноз – у них и психиатра нет, - священник с божьей помощью попробует изгнать из беспокойной пришелицы беса. Строго говоря, все действующие лица хотят друг другу только добра, а подруги по-настоящему друг друга любят. Но самая сильная любовь может стать разрушительной силой, если испытывающие ее люди исповедуют разные системы ценностей. Индивидуализм влечет за собой сомнения, а значит, несчастья. Коллективизм неизбежно отрывает от любимого, требуя дисциплины и самоотречения. Ну, а дальше – решать уже зрителю. Хотя, при всех вопросах, кое-что в этом болезненно-релятивистской вселенной бесспорно. Прежде всего, умение Мунджиу выбирать актеров: дебютантки Кристина Флутур и Космина Стратан безупречны. Затем его умение выстроить мизансцену, избежав нарочитости и сохранив отстраненность, какие бы страсти ни кипели на экране: тут немалая заслуга принадлежит замечательному оператору Олегу Муту, снимавшему и предыдущие работы Мунджиу, и два игровых фильма Сергея Лозницы. Наконец, умение нагнетать напряжение, взрывая его логичной и все равно неожиданной кульминацией.В программе "Особый взгляд" показали фильм "Кони Бога / Les chevaux de dieu".

Актёр Абделила Рашид, режиссёр Набиль Аюш, актёр Абдель Хаким Рашид
Смотреть дальше.

Команда фильма "Кони Бога / Les chevaux de dieu" на красной дорожке
В «Особом взгляде» запомнились «Кони бога» — драма, посвященная трагическим событиям в Касабланке в 2003 году.
«Кони бога» снял Набиль Аюш, теле- и кинорежиссер и продюсер марокканского происхождения, известный по фильмам «Мектуб» (выдвигался от Марокко на «Оскар») и «Али Зауа, принц улицы», а также постановщик церемонии закрытия Всемирного экономического форума в Давосе в 2009 году. «Кони бога» посвящены трагедии 2003 года, когда в Касабланке одновременно прогремели сразу пять взрывов. Фильм — очень мощное и подробное описание того, какими путями молодые люди приходят из трущоб в радикальную веру.
Нищий пригород. Десятилетний фанат футбола, носящий в кармане фото Льва Яшина, растет в семье с депрессивным папой, вечно занятой мамой и братом-аутистом. Единственная радость — 13-летний старший брат, обожающий младшего, но не принимающий его в свою полукриминальную компанию. Когда через пять лет старший сядет, выяснится, что семья держалась на этой шпане. Когда он вернется (уже совсем другим человеком, религиозным фанатиком со счастливыми глазами), его брат все же пойдет за ним, станет еще более правоверным и вскоре уже сам оттолкнет старшего, когда тот попытается отговорить его от страшной смерти. «Кони бога» — очень детальное и информативное кино о том, почему для некоторых подрыв себя и своих врагов во имя Бога — единственный светлый путь.Начались и пересечения фильмов: «Особый взгляд» продолжили «Кони Бога» Набиля Аюша, срифмовавшиеся с Хиллкоутом и Мунджу: тоже про братьев (марокканских, одного зовут Яшиным — в честь русского футболиста Льва Яшина), тоже без симпатии к религии (в данном случае, мусульманской; братья поддались пропаганде фанатиков и нацепили рюкзаки смертников). Впрочем, сделано топорно; смуглая француженка на выходе из зала кричала аплодирующим: «Вы что, не видите, это же дерьмо!»
@темы:
Режиссёры,
Фотографии,
Каннский кинофестиваль,
Звёзды,
Интервью,
Красная дорожка