...
О картине впервые узнала как об участнике Каннского кинофестиваля 2011 года. Именно данный факт, а также исполняющая главную роль Эмили Браунинг (других актёров, задействованных в картине, просто никогда прежде не видела) заинтересовали меня. Неутешительные отзывы, выражающиеся в простой фразе: "А что это было?" настраивали перед просмотром на самое плохое. Но, знаете, не всё так плохо, как предрекали высшие мира кино.
Начну с того, что фильм, скорее более женский, нежели мужской, не смотря на наличие многочисленных сцен обнажённого фарфорового тела героини. С самых первых кадров, происходящее словно гипнотизирует и не позволяет отвести взгляд от экрана. И не то, чтобы зрезище захватывает, оно просто удивляет, поражает и заставляет ждать развязки, пояснения, в конечном итоге, раскрытия какой-то сокровенной тайны причины неординарности личности главной героини. Но ничего такого в финале не происходит. Да и героиня, её образ и стиль жизни, её ценности и ожидания от жизни оказываются на самом деле не такими уж "неординарными". На самом деле, это всего лишь утопическая версия образа идеальной женщины: милая, нежная, послушная, верная, готовая на всё ради других (читайте между строк - мужчин), продолжающая излучать здоровье и невинную чистую красоту не смотря на переживаемые жизненные тягости: бессонные ночи, выпиваемая стаканами водка, недоедание, в конечном итоге, беспорядочная половая жизнь и т.д. Образ совершенной женщины, который, пусть и не диктуется современным обществом в буквальном виде, но к которому подводит стиль и образ жизни большинства мужчин: готовые перепробовать и получить от жизни всё, они не против, чтобы на их совсем не идеальном жизненном пути, женщины оставались их идеальными спутницами, разделяя все тяготы и невзгоды, и украшая их тягостную серую обыденность. Так например, то, как Люси таскает для друга-алкоголика и её большой любви еду и очередную дозу заправки, можно сравнить лишь с поведением героини романа Шолохова "Судьба человека" (Для тех, кто не читал, привожу фрагмент текста из произведения, где главный герой описывает свою жену. Текст не изменяла, просто выкинула те предложения, которые не относятся к "делу".): если это не идеальная жена главного героя в молодости, то как минимум её двойник. К чему это я? Да к тому, что не понимаю я тех, кто в комментариях и рецензиях к фильму пишет: вот, мол, фантастика, таких не бывает, может у них, конечно, в Австралии и по-другому, но у нас такого нет." Учитывая, что на подобной классике, несущей в себе определённое запрограмированное мировозрение на роль женщины в этом мире, воспитывалось не одно поколение, то к нам, постсоветским отпрыскам, описанная в фильме героиня имеет не фантастическое, а самое непосредственное отношение. И да, не обошлось без гиперболизации, но и она лишь чётче позволила ощутить всю абсурдность установленного в человеческом обществе разделения социальных ролей.
Люси - несомненно, совершенная женщина. И не менее реальная: точно также как любая другая современная реальная девушка (в большинстве случаев) учится ради "корочки" (и такое ощущение, что даже не задумывается, что именно она изучает и зачем), живёт ради того, чтобы стать в конечном итоге статусной женой и провести остаток жизни, пребывая в тени мужского начала своего мужа. Но стоит ли оно того - быть совершенством в мужском мире? Собственно, это главный вопрос, ради которого Джулия Ли и снимала картину. Как режиссёр отвечает на данный вопрос? Конечно, отрицательно. По той простой причине, что мужчины не менее загадочные и нелогичные существа (возможно, именно поэтому стареющие мужики, уже ни на что не способные в силу возраста, продолжают ходить к проститкам): когда прелестная и идеальная Люси наконец-то решает "остепениться", её поклонник (в бывшем) в ответ может лишь пролепетать нечто нелепое и невразумительное: "Зачем? В смысле, почему именно сейчас? А знаешь, тебе нужно попробывать быть более обходительной!" (Укоряет Люси, кстати, в том, в чём она совершенна.) Эти три нелепые предложения как нельзя лучше описывают всю сложность мужской натуры в её отношении к женскому полу. Финал картины, правда, режиссёр не разжевала. Хотя уже по тому, как вопль главной героини её наставница понимает с тихим молчанием, это должно быть "нечто", понятное любой представительнице женского пола. Финал я не совсем поняла, в том смысле, что не совсем понятно, почему Люси так орала, учитывая всё то, что ей пришлось пережить. Единственное предположение, это то, что она наконец-то понимает, что служила лишь небольшим декоративным элементам в жизни мужчин (как и любимого ею, так и совершенно незнакомого и постороннего - заметьте оба они перед своей смертью используют девушку в одинаковых целях). Т.е. она, делающая всё ради мужчин, оказывается второстепенным, ненужным элементом декора, который за ненадобностью можно выкинуть. (Именно поэтому, её бойфренд, вместо того, чтобы преодолеть свои пороки ради любимой девушки, выбирает более лёгкий путь - он просто живёт ради себя, не ради неё.)

Итог: В фильме, конечно, присутствует чрезвычайное преувеличение. Но оно, как литературный приём, здесь использовано не напросно и позволяет создать эффект большей наглядности. Фильм неплох, весьма метафоричен, многое в нём нужно читать между срок. Но я предвижу негодующие отзывы и низкие рейтинги: большинству мужчин картина не понравится из-за поднятого режиссёром молчаливого бунта против этих самых мужчин, большинству представительниц прекрасного пола - потому что большинство из нас продолжает существовать ради мужчин, а не ради жизни; но только вот если откинуть всю ненужную шелуху псевдо-ценностей, жизнь большинства девушек, женщин и т.д. будет представлять нечто мало отличное от того, что мы увидели в фильме.

Оценка: 9 из 10. (Люблю я так называемый "арт-хаус" :gigi: )

P.S.: Название фильма можно, кстати, понимать и как призыв "проснуться", т.е. наконец-то увидеть то, что реально, так как Люси - "спящая красавица" не только в стенах элитного публичного дома, но и каждый час и каждую минуту своей жизни вне зависмости от места пребывания.

Вопрос: Оцениваю этот фильм на
1. 1 
0  (0%)
2. 2 
0  (0%)
3. 3 
2  (25%)
4. 4 
0  (0%)
5. 5 
0  (0%)
6. 6 
3  (37.5%)
7. 7 
0  (0%)
8. 8 
2  (25%)
9. 9 
1  (12.5%)
10. 10 
0  (0%)
Всего:   8

@темы: Опрос, Рецензии

Комментарии
01.12.2011 в 17:55

Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки. ©
а мне фильм показался пустым. в нем вроде бы и есть идея, но она слабо раскрыта.
и концовку я не совсем поняла...
21.01.2012 в 21:29

All thеsе moments won't be lost in time like tears in the rain
Посмотрела фильм после того, как прочитала рецензию. Красивый. Вся чернуха передается скорее смыслом показываемых сцен, чем самими сценами.

Отличная рецензия. Полностью с ней согласна. Мало надежды, что красавица в конце действительно проснулась. Скорее всего это просто "бунт на коленях", ведь она продолжает заниматься тем, чем занималась и после того, как это ей становится по сути не нужно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии