...

Любимчики Канн братья Дарденн привезли свою новую картину «Парень с велосипедом». Тринадцатилетний Сирил ищет своего отца. Сирил живет в детском доме, куда папа привел его месяц назад, обещая скоро забрать. Но отец почему-то не звонит да и вообще, похоже, переехал. Заодно куда-то делся велосипед Сирила — мальчик уверен, что отец забрал его с собой. Случайная встреча с парикмахершей Самантой предоставит Сирилу шанс на новую жизнь. Прежде чем мальчик поймет, как важна роль женщины в его жизни, он будет истово искать внимания отца и добиваться его всеми способами вплоть до криминальных. Сирил постоянно находится в движении: он бежит, едет, дерется, лазает по деревьям — он не останавливается в своих поисках. Но отцу Сирил совершенно не нужен: для тридцатилетнего Ги сын стал ошибкой молодости, которую он предпочитает забыть.

Почему совершенно посторонняя женщина решает взять мальчика к себе? Дарденны на этот вопрос не отвечают. «Решила — и все», — говорят они в интервью. «Нам не хотелось устраивать объяснений с психологической точки зрения, — говорит Люк Дарденн. — Она что-то в нем увидела. Но это совершенно неважно».

Тома Доре, утвержденный на главную роль, был в первой пятерке из сотни мальчиков, проходивших пробы. «У него была потрясающая способность моментально запоминать свои реплики. А еще у него есть коричневый пояс по карате, что здорово помогало ему сосредоточиться».

«Когда-то давно мы сочинили историю: женщина помогает мальчику выбраться из плена насилия, — рассказывает Жан-Пьер Дарденн. — Первым делом мы увидели этого парнишку, эдакий комок нервов, который успокаивается, находясь в объятиях женщины. Мы представляли Саманту врачом, но потом передумали и сделали парикмахершей — так менее сентиментально». Сесиль де Франс пыталась сделать свою героиню мягче, но режиссеры настояли на нейтралитете. И действительно, ее героиня проявляет человечность, не будучи при этом приторно сладкой.



После премьеры в Каннах Жан-Пьер и Люк Дарденны (двухкратные обладатели Золотой пальмовой ветви) ответили на вопросы OPENSPACE.RU.

— Название фильма — «Мальчик на велосипеде» — имеет какое-то отношение к «Похитителям велосипедов» Де Сики?

Люк: Нет, мы не думали о «Похитителях велосипедов», когда писали сценарий и придумывали название. Но естественно, наш итальянский продюсер сразу обратил на это внимание, начал смеяться: «Bicicletta, bicicletta». Понятно, что у нас в фильме тоже рассказывается об отношениях отца и сына. Но у Де Сики похищают два велосипеда, а у нас похищают, продают и возвращают один и тот же.

— В этом фильме можно увидеть некие отсылки к предыдущим. Например, когда появляется персонаж Жереми Ренье, который играет отца, сразу вспоминаешь его героя из картины «Дитя», который продавал ребенка.

Жан-Пьер: Я думаю, все наши фильмы примерно об одном и том же — о спасении. О том, как один человек может быть спасен другими людьми. Главный герой «Мальчика на велосипеде» покинут отцом и ищет в других мужчинах его подобие. И он должен принять любовь Саманты, принять ее желание спасти его. Она каким-то образом чувствует его потребность в спасении, когда он обнимает ее, совершенно незнакомую женщину, при первой случайной встрече. Чувствует эту потребность и отвечает на нее. И нет никаких других психологических обоснований ее поступков.

Мне кажется, мы впервые за все время работы в кино рассказали историю любви.

— В этом фильме, как, например, и в картине «Дитя», ваши герои манипулируют пачкой денег. Почему это настолько важно для вас?

Люк: Для Сирила деньги — возможность надежды. Он приносит украденные деньги отцу — как дар, как средство, позволяющее вернуть его любовь. Чтобы снова почувствовать себя нужным, почувствовать себя существующим. Мальчик дважды говорит отцу: «Верь мне. Верь мне». Но видит совершенно не ту реакцию, которой ожидал.

— В этом фильме вы решили сделать все еще проще и еще действеннее…

Люк: Да, мы совершенно осознанно стремились к максимальной простоте. Мальчик обнимает женщину, и она начинает о нем заботиться — все, так просто, ничего больше за этим нет. И все персонажи — кроме Сирила — предельно просты. Саманта похожа на сказочную фею, которая явилась, чтобы творить добро. Тот парень, драгдилер — он Серый волк, который прячется в лесу и ест детей. Важно еще, что в фильме очень простая география. Действие происходит в треугольнике между заправкой, лесом и квартирами героев. На заправке происходят разные встречи, которые меняют ход истории.

— Простота не отменяет глубины. Финал картины, с одной стороны, оптимистический, с другой — в нем есть что-то тревожное.

Люк: Мы не хотели, чтобы финал отдалял нас от реальности. Было бы глупо, если бы в конце мальчик, которого мы считаем мертвым, пришел в себя и все герои упали бы в объятия друг друга. В этой почти сказочной истории мы хотели оставить пространство для правды. В финале один из персонажей говорит своему сыну: «Если мальчик умер, расскажем полиции то-то и то-то». Страшная вещь — они еще не выяснили, что случилось, а он уже заставляет своего сына врать.

Хэппи-энд в этом фильме — для его героя, но не для нас. Мы же остаемся наедине с реальностью.

Жан-Пьер: С самого начала, когда мы еще не знали, куда приведет нас эта история, мы хотели, чтобы Саманта вышла из всех испытаний победителем. Не хотелось тратить полтора года жизни на фильм, в котором у нее ничего бы не получилось.

Дело не в иллюзиях. Мы правда верим в то, что кинематографисты творят собственную реальность. И в то, что при помощи своих фильмов мы можем показать, как можно преодолевать препятствия в реальной жизни.

— С кинематографической точки зрения фильм сделан тоже очень просто. Многие сцены сняты одним планом.

Жан-Пьер: Мы не планировали снимать так специально, решение пришло во время репетиций. Мы поняли, что эта история требует, чтобы за ней следили в режиме реального времени — за сюжетом, ситуациями и намерениями персонажей. Такова наша судьба.

— Все ваши фильмы так или иначе говорят о семье, об отношениях внутри семьи. Какими были ваши родители?

Жан-Пьер: Я очень благодарен нашим родителям за то, что они не вбивали нам голову идею социального успеха любой ценой. Никогда.

Люк: В юности у нас было много противоречий, мы бунтовали. Но дом был открытый, всегда полно друзей. Отец работал на заводе, мать — домохозяйка. Нас было четверо детей. Одна наша сестра работает в театре, делает декорации. Вторая — медсестра в одном из парижских госпиталей. Мы часто ссорились, но чтобы растянуть наше детство на всю жизнь, мы с братом до сих пор работаем вместе.

OPENSPACE.RU


Фотосессии


@темы: Премьеры Каннского фестиваля 2011, Интервью, Красная дорожка