Страна: США
Год: 2010
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Джон Кёрран
Сценарий: Энгус МакЛахлан
Продюсер: Рене Бессон, Стивен Робертс, Джордан Шур, Тревор Шорт, Холли Вирсма, Эд Кэйтелл III, Дэнни Димборт, Уилл Френч, Джэйк Хоффман, Кэт Лэйк, Авэ Лернер, Лоурен Манн, Дэвид Мимран
Оператор: Мариза Альберти
Кинокомпания: Holly Wiersma Productions, Millennium Films, Mimran Schur Pictures, Stone Productions
В ролях:•Роберт Де Ниро (Jack)
•Эдвард Нортон (Stone)
•Милла Йовович (Lucetta)
•Фрэнсис Конрой (Madylyn)
•Энвер Гьокай (Young Jack)
•Пеппер Бинкли (Young Madylyn)
•Питер Льюис (Warden)
•и другие
Продолжительность: 100 мин.
Премьера: 10 сентября 2010 (мир), 14 октября 2010 (РФ)
Бюджет: $22 000 000
Официальный сайт: www.stonemovie.comРецензии: Читать тутСюжет: Джек - примерный семьянин и «добрый» полицейский. Стоун — убийца, осужденный пожизненно, и свобода ему не светит. Жизнь Джека превращается в сплошной кошмар, когда Стоун решает во что бы то ни стало вырваться на волю. Красавица-жена Стоуна соблазняет Джека. И теперь перед Джеком ужасный выбор — или разрушить всю свою жизнь и семью, или выпустить на волю маньяка. И чем больше он пытается выбраться из этой западни, тем сильнее запутывается.
СпойлерВ фильме есть два ключевые моменты-символы: шум (или гул) и огонь (я понимаю, что для тех, кто не смотрел, это звучит как бред). Так что стоит обращать на те моменты, когда главные герои слышат, видят или говорят о чём-то из этого - именно в эти моменты происходят важнейшие события, которые поворачивают русло жизни героев в ту или иную сторону, а вместе с этим и сюжетную линию фильма. Поясню, что я имею в виду. Первый кадр фильма. Молодая семейная пара. Глава семейства сидит перед телевизором и смотрит трансляцию спортивной игры. Пустая, мёртвая жизнь. Уже сейчас зрителю ясно, что "картинка" не изменится и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет. Это гиблый мир: без мысли, без идеи, без чувств, без цели. Зачем нужен ад, если и так ясно, что в жизни этих двух людей хуже уже ничего не будет? Что происходит дальше? Молодая женщина поднимается в спальню. Наступает тишина. И лишь слышно как за окном бьётся пчела, жжужит и тем самым наполняет пустоту дома гулом, тем самым, о котором я говорила вначале. А теперь вспомните, как многим из нас говорили в младших классах: тишина! сидите так тихо, чтобы было слышно, как муха летает. Т.е. дело не в том, чтобы услышить сам звук "гула". Вернее не совсем в том. Просто то, что человек его услышал, говорит, что он настолько обстрагировался от окружающей реальности, настолько погрузился в себя, в познание истины, что смог услышать этот "мельчайший" звук, который всегда присутствует в окружающем мире, но который мы, как правило, просто-напросто не распознаём. Этот "звук" как знак свыше, как протянутая рука помощи утопающему - человеку предоставляется возможность исправить свою карму, свою судьбу. Только помощь эту нужно искать не во внешнем мире, а в себе - ведь если верить мудрости восточных религий в каждом из нас таится частичка божественного, Бог внутри каждого из нас. Просто нужно научиться к нему "обращаться". Женщина слушает жжужание пчелы, а та продолжает биться в окно. Вернее не в окно, а в натянутую на него сетку от насекомых, весьма напоминающую решётку в тюрьме. И так оно есть: для этой женщины этот дом - настоящая тюрьма. Но ей протянута "рука помощи" (пчела олицетворяет некую "истину, которая есть, была и будет всегда, независимо от того - понимаем мы её или нет"). И тут женщина принимает решение уйти - это и есть её путь спасения. Она так и говорит: "этот дом стал для меня тюрьмой". Но как реагирует на подобное заявление жены муж, Джек? Он хватает ребёнка и грозится выбросить его из окна, если она уйдёт. У женщины уходит почва из-под ног, она теряет уверенность, ей не достаёт рещительности, силы воли и храбрости. Она "откатывает" всё назад, обещает не уходить и собственноручно захлопывает раму окна, последнюю открытую дверь в её тюрьме, тем самым убивая пчелу и отрубая протянутую ей "руку божественной помощи". Это первый раз, когда Джек явился настоящим "камнем преткновения" в судьбе другого человека, не позволив ему выйти на свободу.
Но "события будут повторяться раз за разом до тех пор, пока мы не искупим вину, не достигнем предела на пути к совершенствованию". Проходит много лет. И мы узнаём, как бы иронично это не звучало, что Джек работает "камнем преткновения" - он составляет психологическое досье на заключённых, обращающихся с просьбой о пересмотре их дела с целью выхода на свободу. Т.е. то, что мы видели в первом кадре - ни что иное, как профессиональное занятие Джека. Джеку уже скоро на пенсию и он хочет довести последнее своё дело до конца сам. Последний его заключённый Стоун (хотя кто из них настоящий "камень" ещё можно оспорить). Стоун сидит за соучастие в зверском убийстве - в молодости, будучи под действием наркотиков, он проникает со своим закадычным другом в дом своих бабушки и дедушки в поисках денег на очередную порцию наркоты. Друг убивает и бабушку, и дедушку. А Стоун, узнав, что тот натворил, помогает скрыть улики - поджигает дом вместе с телами родственников. Но не всё так просто, как кажется. Уже намного позже, практически в конце фильма, мы узнаем, что в тот момент, когда Стоун увидел тела своих родственников, он не чувствовал ничего - ни горечи, ни стыда, ни страха. Он лишь ощущал гул, заполнивший его голову. И именно в этот момент у Стоуна рождается мысль "Поджечь!". А увидив, как пламя охватывает тела убитых, испытывает лишь чувство восхищения. "Это прекрасно", - говорит Стоун, беседуя с Джеком. И прекрасно не потому, что он законченный псих. Скорее это огонь (или пламя) носил здесь символическое значение очищения, освобождения. Освобождения души Стоуна - именно поэтому, пока идёт фильм, у героя Нортона не появляется ни малейшего желания вернуться к наркотикам, прежней жизни, и именно поэтому он так стремиться выбраться на волю. Его "перерождение" совершилось ещё до того, как он попал в тюрьму, именно в ту минуту, когда ему хватило храбрости "последовать за гулом" (как бы пошло это не звучало). Но это, конечно, не избавит его от вины за содеянное. Не восполнит в нём то, что он упустил в первые годы своей жизни. Но во всяком случае, это открывает дорогу к его внутренному "божеству", а значит и путь к исцелению. Но кому до этого есть дело? Тем более Джеку - он и без того, считает своим долгом "вставлять палки в колёса" таким как Стоун, как его жена. Но Стоун не жена Джека, да и силы воли у него побольше. И он во что бы то ни стало пытается найти путь на свободу. И по воле случая натыкается на книги по "религиозному учению" - именно то, что не хватало для целостности его мира. Пусть Стоун необразован, многого не знает, но он в состоянии понимать истину, которая "была, есть и будет всегда". После того, как Стоун обретает знание, а вместе с тем и уверенность, его уже не сломить. И даже если его не выпустят на свободу, он уже стал свободным, получив последнее недостояющее звено в своей "вере". Но в конце концов Стоун выходит на свободу и наступает тот момент, который не смогла преодолеть жена Джека много лет назад: Джек вылавливает Стоуна на улице поздно ночью и приставляет дуло пистолета к его лицу. Но Стоун - не жена Джека. Его не сломить, и в этом он оказывается прав. Джек не настолько силён и всемогущ, как пытается выглядить. На этот раз ломается он сам. А Стоун преодолевает "камень преткновения" и теперь уже по-настоящему оказывается на свободе.
Кстати, жена Джека решается совершить то, на что решился Стоун, гораздо позже - уже в самом конце фильма, прожив с нелюбимым мужем много лет она наконец-то поджигает дом, свою тюрьму, признаёт свои грехи, но также и находит в себе силы их обуздать. И опять огонь - символическое знамение перемен, ведущих к психологической и душевной свободе.
Интересные факты, которые следует отметить в рамках сюжета:
•Можно заметить, что герои черпают "духовное просвещение" в природе (пчела, изображение косули, солнце, луна), а не в человеческом мире.
•Если Стоун и жена Джека на протяжении всего фильма пытаются "понять веру", читая книги и вслушиваясь в тишину, то сам Джек постоянно включает радио на религиозную тематику, а ответы на возникающие в его душе вопросы ищет не внутри себя, а во вне (обращаясь, например, к священнику или слушая, что говорят о насущных вопросах мироздания люди по радио). Самое забавное, что в конце фильма, на радиопередаче, которую постоянно слушает Джек, познанной истиной со слушателями делится Стоун, превращаясь таким образом в того, у кого Джек, теоретически, просит совета.
•По сюжету фильма Стоун и жена Джека - единственные, кто действительно во что-то верят и, самое главное, понимают, во что они верят. Единственно их отличие: вера Стоуна была подкреплена силой воли, а вера жены Джека - учением. В конце фильма Стоун познаёт "учение", а жена Джека обретает "силу воли". Сам Джек лишь "практиковал" веру, "вызубривая" всё от корки до корки, но по сути не понимая, что он знает и зачем. И главное, что с этим делать. Люсетта (жена Стоуна) - единственная, кто веру отрицала "на корню". Она даже произносит фразу, со следующим смыслом: "главное, чтобы тело было здоровым, тогда и мозги будут здоровыми", т.е. олицетворяет человека земного, лишённого духовной стороны жизни. Именно поэтому её так обижало то, что Стоун предпочитал делам земным, всякий "духовный бред" о бесконечности и прочем.