Картина
"Пьета / Pieta / 피에타" относится к той категории фильмов, о которых сложно писать отзыв, не затрагивая деталей сюжета. По крайней мере для меня лично. Кто бы что ни говорил, но европейская и азиатская культуры очень сильно отличаются. И я говорю не о литературе, музыке, живописи и т.п., а именно о людях, их социальном вакууме. Для меня лично главная проблема заключается в невозможности трактовать и оценивать эмоциональную составляющую. Т.е. мне сложно понимать суть показываемого на экране по игре актёров. И сложно оценивать актёрскую игру в частности - они совершенно иначе передают свои эмоции. Поэтому во время просмотра фильмов мне сложно поверить в правдоподобность именно переживаний героев. И раз я не могу оценивать объективно картину в целом, то буду писать "в частности" - о сюжете.
Читать дальше. (Дальше будут одни лишь спойлеры.)
Суть картины заключается в идеи ненависти, стремлении отомстить любой ценой. И при этом с наиболее болезненным эффектом, чтобы враг, т.е. человек, которому так жаждешь отомстить, страдал и мучился как можно сильнее. Именно поэтому простая идея, которая затрагивалась искусством не раз, оказывается способной растянуться на почти два часа. В центре картины - два героя, каждый со своей историей: он, брошенный с рождения матерью ребёнок, вынужденный самостоятельно искать пути выживания в мире взрослых, в следствие чего совершенно неспособный к эмпатии; она - мать, потерявшая единственного, хоть и взрослого, но всё равно своего ребёнка. Причина по которой эти двое встретятся как раз и заключается в сыне этой женщине - он окажется одной из жертв героя, который для того, чтобы выбить долги из заёмщиков, последних калечит и получает деньги уже из страховых выплат по инвалидности (именно поэтому его "клиентами" становятся люди работающие в наиболее опасных условиях): люди больше работать не смогут (не только по профессии, а вообще), но их долги окажутся оплачены. Так и не сумев смериться с участью инвалида, вынужденного остаток жизни провести в инвалидном кресле, родной сын женщины заканчивает жизнь самоубийством. Его мать, не в силах перенести утраты единственного сына, решает, что её жизнь окончена. Почти. Остаётся лишь одно - заставить точно также страдать того, по чьей вине погиб её сын. И не просто страдать, а именно из-за утраты единственного близкого/родного человека. Но так заставить страдать человека, у которого никогда не было близких и родных людей, просто невозможно. И тогда женщина решает начать с начала - притвориться его матерью, заставить героя впервые в жизни почувствовать близкую/родственную связь, дать возможность познать к себе любовь и заботу о себе со стороны другого человека. А затем себя убить... Подобный план является не столько коварным, сколько слишком запутанным и... маловероятным, если принимать во внимание то, через что героине проходилось пройти, чтобы убедить героя в том, что она действительно является его матерью (она не только позволила себя изнасиловать (практически), но и сама помогла искалечить другого человека). Тут следует заметить, что обо всём этом (т.е. сути происходящего) зритель узнает лишь в самом финале, а до этого все полтора с лишним часа вынужден смотреть на то, как якобы мать в доказательство своего родительства ест человеческое (своего ненастоящего сына) мясо, помогает ему мастурбировать и защищает от окружающих, набрасываясь на любого, кто косо посмотрит в их сторону. В общем, то, что с этой женщиной на самом деле что-то не так, зрителю понятно с самого начала. Впрочем, и сам режиссёр время от времени будет давать подсказки, что не всё в этой истории так просто: например, женщина зажарит ужа, которого герой решит оставить в качестве домашнего питомца; будет вязать свитер, который окажется мал по размеру её "сыну" (т.е. главному персонажу); а на вопрос, есть ли у неё другая семья разрыдается и ничего не ответит. В конце концов задуманное женщине удастся осуществить - она действительно растопит сердце главного персонажа (он даже проявит жалость к своему "клиенту", хоть это и не будет иметь значения - тот всё равно себя покалечит (уже сам!), чтобы получить страховую выплату, не смотря на все уговоры главного персонажа этого не делать). И действительно покончит жизнь самоубийством. Главный герой же, не выдержав горя, тоже решает покончить жизнь, но уже руками девушки, которая клялась его убить за то, что он испортил ей жизнь (искалечив её мужа). Так, того не зная, девушка станет убийцей. Если и не фактической, то по крайней мере на своей совести. Так круг насилия замыкается, и лучше на самом деле от этого никому не становится. Картина называется "Пьета", сам режиссёр говорил о том, что это отсылка к скульптуре Микеланджело Буонарроти. Хотя, полагаю, это (подобная конкретизация) даже не имеет значения - суть ведь остаётся та же: иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. © Но ведь ничего общего показанное в картине с "Пьетой" не имеет: сравнивать героиню этого фильма с девой Марией, оплакивающей Христа, - просто какое-то кощунство на самом деле. (Подозреваю, что дело в том, что суть "Пьеты" не совсем понятна для человека азиатской культуры. Но, знаете ли, незнание закона от ответственности не освобождает.) И это я даже не религиозный человек на самом деле. Итог: Это очень странное кино. Задумка была интересная, но вот её реализация немного подкачала. В фильме помимо выше написанного есть несколько логических ошибок, которые в фильм были вставлены лишь для "красоты кадра" (например, старуха, пытавшаяся столкнуть "мать" главного героя, но не успевшая этого сделать), что также картине добавляет несколько минусов и придаёт ей какой-то попсовой дешевизны. Для меня лично в некоторых сценах актёры определённо фальшивили (для фильма, построенном на психологическом взаимодействии персонажей, это на самом деле недопустимо), но так как в этом вопросе я могу ошибаться, то и оценку за актёрскую игру не снижаю. Не секрет, что фильм получил награды "Венецианского кинофестиваля" за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль - и, как оказалось, это говорит лишь о том, что в остальных всё было ещё хуже.
Оценка: 7 из 10.