16 января стартовал фестиваль независимого кино "Сандэнс" в Парк-Сити, штат Юта, США. Как вы знаете, основателем кинофестиваля является актёр и режиссёр Роберт Редфорд, ну а сам фестиваль получил название в честь его персонажа из фильма "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid". Кстати, в этом году открывается юбилейный - тридцатый по счёту - фестиваль.
Директор фестиваля Джон Купер, исполнительный директор Кери Патнэм, президент и основатель фестиваля Роберт Редфорд, модератор и кинокритик фестиваля Шон П. Минс на пресс-конференции, посвящённой открытию фестиваля этого года
Читать дальше.
Сам основатель фестиваля в этом году был номинирован на премию "Золотой глобус" за роль в картине "Не угаснет надежда / All Is Lost". Однако в список номинантов на премию "Оскар" (который был оглашён в этот же день) имя актёра не попало. Разумеется, подобное не могло остаться незамеченным (особенно для присутствующей на фестивале прессы). Поэтому свою приветственную речь Редфорд начал следующими словами: "Прежде всего, - начал Редфорд, - я бы не хотел, чтобы это становилось главным событием фестиваля и отвлекало нас от того, почему мы здесь все собрались. Было бы здорово быть номинированным? Конечно. Но я не подавлен и не грущу по этому поводу."“First of all,” began Redford, “I don’t want that to get in the way of why we’re here. Would it have been wonderful to be nominated? Of course. But I’m not disturbed by it or upset by it.”
Затем актёр и режиссёр перешёл к более дискуссионной форме беседы, заговорив о тридцатом юбилее фестиваля. Редфорд ещё раз подчеркнул, что фестиваль не является коммерческой организацией, что его единственная цель - дать возможность начинающим артистам заявить о себе. И не смотря на произошедшие перемены, даже спустя эти тридцать лет кинофестиваль "Сандэнс" остаётся верен первоначальной задумке Редфорда. "Наиболее предсказуемым местом для проведения фестивалей подобного рода является либо Нью-Йорк, либо Лос-Анджелес. Но я сказал: "Давайте отправимся в Юту и разместим фестиваль посреди зимы - давайте сделаем так, чтобы это было странно." Но, конечно, и что, скорее всего, важнее, тогда это было прекрасным местом, чтобы претворить новое видение независимого кино в жизнь."
“The obvious place to take a festival like this would have been either New York or Los Angeles. Well I said, ‘Let’s go to Utah, and let’s put it in the middle of winter—make it weird.’ But also, and probably more important, it was a place to put this new concept of independent film.”
Не смотря на то, что подобное видение сегодня уже является на таким новаторским, как это было в 1984 (моё примечание: когда фестиваль готовился к открытию впервые), "Сандэнс" по-прежнему остаётся зимним, странным и полным духом независимого кино.
Полностью статью (на английском языке) можно прочитать на официальном сайте фестиваля.
Пресс-конференция с Робертом Редфордом (видео)
P.S.: В начале видео и в дальнейшем временами в видео пропадает звук.
Фестиваль открывался конкурсной картиной "Бечева плети / Whiplash":
Команда фильма "Бечева плети / Whiplash" на фотоколле:
Продюсеры Дэвид Ланкастер и Купер Самуэльсон, актёр Майлз Теллер, комик Пол Райзер, режиссёр Дэмьен Шазелл, продюсер Хелен Эстабрук и директор кинофестиваля Джон Купер
Смотреть дальше.
Комик Пол Райзер и режиссёр Дэмьен Шазелл
Пол Райзер
Актёр Майлз Теллер
Продюсер Дэвид Ланкастер
Продюсеры Купер Самуэльсон и Хелен Эстабрук
Продюсеры Купер Самуэльсон и Хелен Эстабрук
Продюсер Николас Брителл
Актёр Нат Лэнг
Актёр Остин Стоуэлл
Роберт Редфорд представляет первую премьеру фестиваля в этом году - картину "Бечева плети / Whiplash"
Дэмьен Шазелл приезжал на кинофестиваль "Сандэнс" с картиной "Whiplash" ("Удар хлыста") ещё в прошлом году. Правда тогда это была корометражка. "Whiplash", которая на кинопоиске уже получила русскоязычное "Бечева плети", в этом году стала полнометражной картиной. Если охарактеризовать сюжет картины кратко, то сам фильм рассказывает о начинающем барабанщике Эндрю и его не добром учителе Теренсе Флетчере, которые во что бы то ни стало хотят сделать из Эндрю звезду.
Дэмьен Шазелл представляет свою картину на фестивале
"Я сам играю на ударных, и я сам был в джазовой группе в старшей школе, руководитель которой обладал примерно таким же характером, - говорит режиссёр Дэмьен Шазелл после показа. - Для меня это всегда было весёлым хобби, но на эти четыре года игра превратилась для меня в источник ужаса, страха и беспокойства. Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что это был интересный опыт, благодаря которому я стал гораздо лучшим ударником, чем мог бы быть. Однако тогда мне это совсем не приносило радости."
“I’m a drummer myself, and I was in a Jazz ensemble in high school with a conductor who was kind of in this vein,” director Damien Chazelle said after the screening. “It had always been a fun hobby for me, and for four years it became a source of constant dread, terror and anxiety. Looking back it was an interesting experience, because I became a much better drummer than I knew I ever would have, but I also didn’t enjoy it at all.”
Смотреть дальше.
Режиссёр (Дэмьен Шазелл)
Мелисса Беноист
Майлз Теллер
Остин Стоуэлл
Второй картиной первого дня кинофестиваля стала картина "Lilting". Честно сказать, не совсем поняла, что хотел сказать режиссёр, но пока что название картины обозначила как "Ритмично напевая" - другого больше на ум ничего не пришло, а русские "сайты о кино" как-то молчат... В общем не нашла я названия на русском языке... (Собственно, как и имени режиссёра - так что озвучила как могла ).
Режиссёр картины Хон Кааоу (англ. Hong Khaou) и актриса Пеи-пеи Ченг во время портрет-сессии
Смотреть дальше.
Что касается сюжета картины, то он рассказывает уже о пожилой женщине китайско-камбоджийского происхождения, которая, не смотря на то, что уже достаточно давно живёт в Лондоне, так и не выучила английский язык. Когда же погибает её сын Кай, она оказывается отрезанной от внешнего мира до тех пор, пока её не находит молодой человек её сына, от которого ей предстоит многое узнать о своём Кае.
Для режиссёра картины это первая полнометражная картина. На кинофестивале "Сандэнс", тем не менее, он уже успел побывать ещё в 2011 году - с короткометражкой "Весна / Spring".
Хон Кааоу(?) сам имеет китайско-камбоджийское происхождения, а его семья живёт в Лондоне уже тридцать лет. Режиссёр говорит, что хотел использовать язык как аналогию, способную рассказать о трудностях общения: когда он был ребёнком, переводил для матери телевизионные шоу, а несколько лет назад задумался над тем, что это могло бы быть неплохой идеей для фильма. Ему стало интересно: "Что бы произошло с его матерью, если бы она оказалась без того, кто являлся её связующим звеном с внешнем миром?"
“What would she do if her lifeline to the outside was gone?”
Также в этот день показывали две документальные картины: "Динозавр 13 / Dinosaur 13" и "Зелёный принц / The Green Prince" - но, честно сказать, на документальном кино мои силы уже иссякли.
Ну и напоследок оставляю ссылку, по которой вы сможете изучить историю фестиваля в деталях (правда, на английском языке) - тут.