Этой ночью в Венеции, где сейчас проходит международный кинофестиваль, в ресторане Cipriani, состоялась вечеринка бренда Gucci, устроенная в честь выпуска нового парфюма Gucci Premiere, лицом которого является актриса Блейк Лайвли. К торжественному ужину была приурочена и небольшая выставка, основным экспонатом которой стало золотистое платье в пол - именно в нем Блейк Лайвли появилась в ролике. © spletnik.ru1 сентября в рамках основной конкурсной программы в Венеции показывали ещё две картины:
"Мастер / The Master" и
"Он был сыном / It was the Son / È stato il figlio".
Драма Пола Томаса Андерсона «Мастер» оказалась в конкурсе Венецианского кинофестиваля за месяц до старта Мостры. В герое Филипа Сеймура Хоффмана угадывается основатель сайентологической церкви Рон Л. Хаббард, но кино, как ни странно, не о нем. Настоящей звездой фильма является Хоакин Феникс — «Мастер» стал возвращением актера в большой кинематограф.
Секс, алкоголь и насилие — вот три главные составляющие жизни моряка Фредди Куэлла (Хоакин Феникс). Он прошел Вторую мировую, прослушал обращение генерала МакАртура о капитуляции японских войск, занимался сексом с женщиной, вылепленной из песка, мастурбировал на глазах у товарищей и на приеме у врача видел в тесте Роршаха - сплошные непристойности. В 1950 году он возвращается домой, в Калифорнию, где его жизнь, ранее структурированная военной дисциплиной, превращается в хаос. Читать дальше.
Фредди живет исключительно инстинктами. Он не задерживается подолгу на службе (его выгоняют из универмага, где Фредди работал фотографом, а фермеры едва не убивают его за ужасный самогон), он неуравновешен, совершенно одинок и не знает, что делать дальше. Он пытается вернуться к знакомой жизни и проникает на корабль, где знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман). Седоватый мужчина с красноватым от алкоголя лицом сообщает Фредди, что он философ, физик, писатель, но прежде всего человек. И добавляет: «Все твои проблемы из-за спиртного».
Ланкастер написал книгу под названием «Причина» (Cause), которая является смесью популярной психологии и религии. Мастер, как его величает окружение, практикует методику под названием «представления», заставляя своих «пациентов» путешествовать во времени, чтобы найти себя в прошлой жизни и благодаря этому исправить все ошибки в настоящей жизни.
Ланкастер — примерный семьянин, чья жена (Эми Адамс) беременна очередным ребенком, а дочь выходит замуж. Фредди находит в обществе Мастера и в его окружении нужный покой. Но надолго ли?
Ланкастер человек щедрый, может предложить кров и пищу, но лишь попробуй усомниться в его методике или назвать «Причину» сектой, и его гнев обрушится на несчастного со всей мощью. А за ним последуют кулаки преданного пса Фредди.
О том, что Пол Томас Андерсон собирается запускать проект, основанный на жизни создателя известной религиозной секты, стало известно еще в 2009 году. Андерсон с самого начала видел в роли Додда только своего любимого актера Филипа Сеймура Хоффмана. Когда режиссер начал писать сценарий, он понятия не имел, что это будет и во что выльется. «Я придумывал сцены, у которых не было определенного места действия — я так часто делаю, — говорит Пол Томас Андерсон. — Потом все они увязываются вместе».
В интервью журналу Newsweek режиссер признался, что в «Мастере» есть ряд сцен, написанных для «Нефти», но не попавших в финальный сценарий, а также истории Джейсона Робардса о его запоях в ВМФ во время Второй мировой, которые актер рассказывал на съемках «Магнолии». Фермерское прошлое Фредди взято из жизни писателя Джона Стейнбека. Кроме того, Андерсона всегда интересовала история Рона Л. Хаббарда, но режиссер не хотел снимать фильм непосредственно о лидере сайентологов. Андерсону хотелось исследовать послевоенное время, благоприятствующее зарождению разного рода духовных движений.
Проект нашел пристанище на студии Universal. Бюджет был более чем щадящий для костюмной ленты — всего 35 миллионов долларов. На роль Фредди позвали Джереми Реннера, однако актер не смог ждать, когда Андерсон запустится с «Мастером», и ушел. Когда на Universal получили сценарий, у Андерсона начались проблемы: студия отказалась финансировать ленту. До весны 2011-го «Мастер» значился в грустном списке голливудских долгостроев и не подавал признаков жизни. В итоге деньги пришли от компании Annapurna Pictures, а прокатом решил заняться Харви Вайнштейн со своей TWC.
Фредди согласился играть Хоакин Феникс, якобы оставивший кино ради карьеры в хип-хопе.
Премьера предыдущей ленты с участием актера — мокьюментари Кейси Аффлека «Я все еще здесь» — прошла также в Венеции, но в 2010 году.
Пол Томас Андерсон на пресс-конференции сказал, что звал Феникса во все свои предыдущие фильмы. «С ним, конечно, дикий гемор, но оно того стоило!» К слову, на пресс-конференции актер тоже показал сложность своей натуры. Феникс не отвечал на вопросы, не слушал перевод с итальянского, постоянно курил за столом, а в середине пресс-конференции встал и вышел из зала. Через несколько минут он вернулся, но на вопросы все не отвечал.
Режиссер считает, что у Хоакина тот же уровень концентрации во время работы, что и у Дэниэла Дэй-Льюиса, сыгравшего в «Нефти». «Он вошел в роль и не выходил из нее три месяца, пока снимался фильм. Хоакин очень непредсказуемый. Часто я вообще не представлял, что он выкинет». Во время съемок в тюрьме Феникс голыми руками расколотил унитаз. «Потом выяснилось, что унитаз был исторический, так что в тюрьме на нас ужасно обиделись», — сообщил Андерсон.
Обиделся на Пола Томаса его друг Том Круз, ярый сторонник сайентологии? «Я показывал фильм Тому, мы остались друзьями, но все остальное останется между нами», — отрезал Андерсон на вопрос итальянского журналиста. Без ответа остался и вопрос «Почему вы давно не пишете в твиттер?». Андерсон вообще казался раздраженным, как будто на Лидо его приволокли силой. Известно, что он предпочитает показывать свои фильмы на фестивалях в Америке, а мировая премьера «Мастера», по слухам, предназначалась для Нью-Йорка или Остина.
Впервые П. Т. А., как его называют в индустрии, снимал фильм без помощи своего постоянного оператора Роберта Элсвита (он был занят на «Эволюции Борна»). Андерсон позаимствовал у Френсиса Форда Копполы Михая Малаймера-мл., снимавшего «Молодость без молодости», «Тетро» и «Между». Впервые за 16 лет фильм снимался на 70-миллиметровую пленку (последним был «Гамлет» Кеннета Брэны) — Андерсон всегда был адептом пленки и не собирается менять ее на цифру. Для большей аутентичности изображения режиссер нашел камеру, на которую Стэнли Кубрик снимал «Космическую одиссею».
Интересно, что в 2010 году «Золотого льва» взял фильм Софии Копполы «Где-то», снятый на старую камеру, которую режиссер позаимствовала у своего знаменитого отца. Может быть, камера Кубрика тоже сослужит добрую службу и принесет главный приз «Мастеру»? Как минимум «Кубок Вольпи» за мужскую роль критики, за редким исключением, пророчат Хоакину Фениксу. Мировая премьера «Мастера» Пола Томаса Андерсона, одной из самых — возможно, самой, если вы не следите за сложными взаимоотношениями комикс-империй Marvel и DC Comics, — ожидаемых американских картин 2012 года и первого по-настоящему крупного события нынешней Мостры.
«Мастер» — первый после пятилетнего молчания фильм Андерсона, первый — без постоянного андерсоновского оператора Роберта Элсуита, первый со времён «Гамлета» Кеннета Браны, снятый на 70-миллиметровую плёнку (в Голливуде последний раз обращался к этому инструментарию Рон Ховард в «Далеко - далеко» 1992 года). Сюжет — эволюция взаимоотношений интеллектуала-харизматика Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман), основавшего вокруг собственного философского сочинения, определённо, шарлатанского, духовное движение и сильно злящегося, когда его называют сектой, и ветерана Второй мировой войны, буйного простака Фредди Куэлла (Хоакин Феникс). «Мастер», как заметили критики, не стал антисайентологическим высказыванием режиссёра, хотя и имеет множество аллюзий на «духовное движение» Л. Рона Хаббарда. Сам Андерсон на пресс-конференции после показа «Мастера» назвал свой фильм «историей любви» двух своих главных героев и уверил, что не вникал в глубины сайентологии (но не отрицал, что герой Хоффмана лепился во многом с Хаббарда), чтобы обрушиваться на сайентологов с предметной критикой. Читать дальше.
Критики приняли новый фильм Андерсона более чем благосклонно. Кажется, что основные разногласия наблюдаются лишь в тех абзацах, где проходит обсуждение, кто больше заслуживает «Оскара» — Феникс или Хоффман (в «оскаровских» номинациях для обоих, кажется, мало кто сомневается).
Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter называет «Мастера» «смелой, сложной, восхитительно сыгранной драмой и обязательным номером программы для любого серьёзного зрителя». Критик восхищён глубиной и качеством фильма, но замечает, что загадок и непрозрачных режиссёрских решений здесь тоже хватает. К основным и безусловным достоинствам «Мастера» МакКарти относит выдающуюся операторскую работу, которая сама по себе повод и мотив просидеть весь фильм на самом краешке стула ошеломлённым, и потрясающие актёрские работы Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана, играющих две противоположности — никчемного перекати-поле Куэлла и шарлатана Додда, знающего ответы на все вопросы.
Дэвид Поланд (Movie City News) считает «Мастера» наименее доступным, но самым зрелым из всех фильмов Пола Томаса Андерсона, а кинокритик Эмануэль Леви подтверждает статус режиссёра, как одного из самых смелых и блестящих сегодняшних авторов, называя «Мастера» провокационным и идеально сыгранным, но замечает, что «Нефть», прошлая работа Андерсона, всё-таки была плотнее и драматичнее.Фотоколл картины "Мастер / The Master"
Команда фильма "Мастер / The Master": продюсеры Дэниэл Лупи и Джоэнн Селлар, актёры Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман, режиссёр Пол Томас Андерсон
Режиссёр Пол Томас Андерсон
Филип Сеймур Хоффман
Хоакин Феникс
Харви Вайнштейн и Хоакин Феникс
Красная дорожка картины "Мастер / The Master"
Команда фильма "Мастер / The Master": актёр Хоакин Феникс, режиссёр Пол Томас Андерсон, продюсер Джоэнн Селлар, актёры Филип Сеймур Хоффман и Мэдисен Бэти, продюсер Дэниэл Лупи
Хоакин Феникс
Мэдисен Бэти
Филип Сеймур Хоффман
Харви Вайнштейн
Режиссёр Пол Томас Андерсон и продюсер Джоэнн Селлар
Члены жюри основной конкурсной программы:
Летиция Каста
Маттео Гарроне
Члены жюри программы «Опера Прима»:
Изабелла Феррари
Члены жюри программы "Горизонты":
Надин Лабаки
Майка Монро (на IMDb) / Баккли (на Кинопоиске)
Продюсер фильма "Любой ценой / At Any Price" Мохаммед Аль Турки и Майка Монро (Баккли)
Модели:
Касия Смутняк
Катринель Марлон
Ольга Сорокина
Лилиана Маттеус
Убийство маленькой девочки, долговая яма, толстые сицилийские жители, мафия, «Мерседес» и еще одно убийство — все это есть в фильме Даниеля Чипри «Он был сыном». История о том, как эмоции приводят к непоправимым последствиям, — один из претендентов на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
У Даниеля Чипри в конкурсе Мостры, по сути, две картины — «Он был сыном», его режиссерский проект, и «Спящая красавица» Марко Беллоккьо, которую он снимал как оператор. Даниель Чипри, уроженец Палермо, не впервые снимает о Сицилии. На этот раз отправной точкой стала повесть Роберто Алаймо, выпущенная в 2005 году и удостоенная в Италии множества наград. Читать дальше.
«Он был сыном» — история одной семьи, живущей в бедном панельном пригороде Палермо. Ее рассказывает немолодой мужчина (Альфредо Кастро), целыми днями сидящий в почтовом отделении, а его слушателями становятся все, кто оказывается рядом. В семье Чирауло, о которой он повествует, есть авторитарный и туповатый отец Никола (Тони Сервилло), его жена Лоредана (Джизельда Володи), сын Танкреди (Фабрицио Кастро) и дочь Серенелла (Алессия Дзамитти). После трагической гибели Серенеллы от шальной мафиозной пули семья пытается получить компенсацию, которая им положена как жертвам мафии. Но выдача компенсации затягивается из-за того, что родственники Лореданы тоже принадлежат к одному из бандитских кланов.
Параллельно семья, уверенная в том, что им положены миллионы, влезает в долги. Когда компенсация все-таки получена, плата по счетам съедает почти всю сумму. Никола игнорирует желания родственников и покупает на оставшиеся деньги «Мерседес», осуществляя свою мечту. Автомобиль становится членом семьи и постепенно приводит к еще одной смерти, когда в ссоре племянник Николы достает пистолет и не думая жмет на курок.
Исполнивший главную роль Тони Сервилло также снимался у Марко Беллоккьо в «Спящей красавице», премьера которой состоится на Венецианском кинофестивале 5 сентября.
При таком сюжете Даниелю Чипри удалось снять не традиционную гангстерскую драму, а скорее гротескную трагикомедию, где отдельные сцены доведены до абсурда. Мир, в котором живет семья Чирауло, полон странных соседей-толстяков и сумасшедших адвокатов с перхотью в волосах. Сам Никола зарабатывает на жизнь тем, что собирает металлолом на списанных кораблях в старой гавани. В какой-то момент он запевает песню, и ее вдруг подхватывают другие такие же бедолаги, танцуя на покрытых ржавчиной покатых палубах.
«Ко мне обратились продюсеры именно потому, что не хотели очередную конвенциональную картину, такую типичную сицилийскую историю, которых на экране было уже предостаточно, — рассказал Чипри журналистам на пресс-конференции. — Мы переписали сюжет, который и так изобиловал сицилийской экспрессивностью, и трансформировали историю в трагикомедию, которая ближе к тому, как я сам воспринимаю свою родину».Фотоколл картины "Он был сыном / It was the Son / È stato il figlio"
Команда фильма "Он был сыном / It was the Son / È stato il figlio"
Джизельда Володи
Режиссёр Даниель Чипри
Фабрицио Фалько
Тони Сервилло
Альфредо Кастро
Красная дорожка картины "Он был сыном / It was the Son / È stato il figlio"
Альфредо Кастро, Фабрицио Фалько, режиссёр Даниель Чипри, Аврора Кваттрокки, Тони Сервилло, Джакомо Чивилетти