69-й Венецианский фестиваль выбрал фильм для торжественного открытия конкурсной гонки 29 августа. Эта престижная роль отведена новой работе американского режиссера индийского происхождения Миры Наир "Фундаменталист поневоле".
Картина основана на одноименном бестселлере Уильяма Уилера, переведенном на 25 языков мира. Это политический триллер о молодом пакистанце, сделавшем в американском бизнесе успешную карьеру, но неспособном оторваться от предрассудков, импортированных с земли предков. Трагедия сентября 2001 году на Манхэттене круто изменила его жизнь.
Директор фестиваль Альберто Барбера считает, что этот фильм дает много пищи для размышлений и отражает растущую роль женщин во всех областях культуры и современного общества. Фильм идет вне конкурса, в нем участвуют актеры Риз Ахмед, Кэйт Хадсон, Кифер Сазерленд, Лив Шрейбер, Мартин Доновэн. Снятая в Лахоре, Дели, Стамбуле, Нью-Йорке и Атланте, картина будет показана 29 августа в обновленном Большом зале венецианского Палаццо дель синема.
Режиссер фильма Мира Наир уже в пятый раз возвращается на Венецианский фестиваль, где в 2001 году она получила Золотого льва.
В этом году в жюри, которое возглавил американский режиссер и продюсер Майкл Манн, поставило рекорд по числу представительниц прекрасного пола. Помимо Касты творческий конкурс буду оценивать сербская художница и инсталлятор Марина Абрамович, франко-швейцарская режиссер Урсула Мейер, британская актриса Саманта Мортон. Компанию им составят четверо режиссеров – Петер /Хо-Сан/ Чан из Гонконга, Ари Фольман из Израиля, итальянец Маттео Гарроне и Пабло Траперо из Аргентины.
В частности, Фольман прославился всемирно признанным мультипликационным фильмом “Вальс с Баширом” о событиях Ливанской войны 1982 года. Гарроне, один из самых ярких представителей современного итальянского кинематографа, дважды привозил с Каннского фестиваля Гран-при жюри, в том числе в этом году за ленту “Реалити-шоу”.
Венецианский кинофестиваль пройдет с 29 августа по 8 сентября под новым художественным руководством Альберто Барберы, сменившего легендарного Марко Мюллера. Программа смотра пока держится в секрете и будет обнародована 26 июля в Риме.
Вторым по значению конкурсом Мостры считается программа "Горизонты", где традиционно соревнуются фильмы, отмеченные чертами новаторства и эксперимента. На этот раз жюри "Горизонтов" возглавит итальянский актер Пьерфанческо Фавино. Вместе с ним картины будут оценивать директор Амстердамского киномузея и экс-директор фестиваля в Роттердаме Сандра ден Хамер; английская художница, участница венецианского Биеннале 2005 года Руна Ислам; Джейсон Клиот - американский продюсер, финансировавший фильмы Теда Солондза, Джима Джармуша, Брайана Де Пальмы и Стивена Содерберга; актриса и режиссер из Ливана Надин Лабаки; ныне живущий в Нью-Йорке режиссер из Македонии Милчо Манчевски ("Золотой лев" Венеции 1994 года) и иранский режиссер Амир Нареди (тоже эмигрировавший в Нью-Йорк).
Это жюри присудит три премии: Главный приз "Горизонты", специальный приз жюри и приз за лучший короткометражный фильм. По регламенту здесь запрещено делить премии ex aequo.
Конкурс дебютов формируется из фильмов, участвующих во всех программах фестиваля. Лучшие работы увенчиваются призом имени выдающегося итальянского кинопродюсера Луиджи Де Лаурентиса.
В этом году жюри конкурса Луиджи Де Лаурентиса возглавит индийский режиссер Шекхар Капур. В его команде французский историк кино и критик, экс-директор кинофестиваля в Салониках Мишель Демополус, итальянская актриса Изабелла Феррари, американский режиссер и сценарист Мэтт Ривс, известный главным образом как автор телевизионных сериалов, и французский диджей, специалист по музыке в стиле техно Боб Синклер.
Таким образом, чем ближе 69-й Венецианский фестиваль, тем тревожнее становится на душе у тех, кто внимательно следит за эволюцией этого старейшего в мире киносмотра. С уходом с директорского поста Марко Мюллера, теперь возглавившего Римский фестиваль, венецианская Мостра быстро теряет в весе. Об этом говорил недавно объявленный состав жюри главного конкурса, обескураживший отсутствием ключевых, авторитетных фигур мирового кинематографа и кинобизнеса. Еще в большей степени настораживает выбор дирекции при формировании жюри побочных конкурсов: здесь еще меньше авторитетных деятелей, имеющих моральное право судить своих коллег. К тому же не совсем ясно, какое отношение к киноискусству имеют звезда дискотек, художница-визуалист или фотомодель, чьей красоты оказалось вполне достаточно, чтобы привести ее на съемочные площадки. Напомню к случаю, что во время Каннского фестиваля Венеция сообщила о резком сокращении числа конкурсных картин.
26 июля Венецианский фестиваль обещал обнародовать список фильмов-конкурсантов, и тогда окончательно определится выбранный им новый путь.