16 мая состоялась торжественная церемония открытия юбилейного 65-ого Каннского кинофестиваля. В этом году лицом кинофестиваля стала Мэрилин Монро, с даты смерти которой 5 августа исполняется ровно 50 лет.
В программу основного конкурса вошли
22 картины, а в программу "Особый взгляд" - 20 картин.
В этом году для многих киноманов и критиков фестиваль стал долгожданным - в прошлом году в основной конкурсной программе присутствовали сразу две картины, покорившие голливудский "Оскар" - во-первых, это
"Артист / The Artist", который, если судить по количеству полученных наград, вправе называться главным фильмом прошлого года, а также
"Древо жизни / The Tree of Life" (прошлогодний лауреат фестиваля). Помимо них были наделавшие много шума
"Кожа, в которой я живу / La piel que habito",
"Спящая красавица / Sleeping Beauty",
"Меланхолия / Melancholia",
"Что-то не так с Кевином / Надо поговорить о Кевине / We Need to Talk About Kevin",
Драйв / Drive... Понятное дело, что и от программы этого года многие ожидают не менее интересного и захватывающего (на вкус каждого) зрелища. Поэтому и Каннам на этот раз в прессе уделяется особое внимание. Так, "Кинопоиск" запустил рубрику
Каннский кинофестиваль Live (так что все желающие могут наблюдать за происходящим в Каннах буквально в прямом режиме).
"Главными по торжеству" также стали участники Каннского кинофестиваля прошлого года - ведущей открывающей и закрывающей церемонии назначена Беренис Бежо, исполнившая в вышеназванном
"Артисте / The Artist" главную женскую роль; а председателем жюри основного конкурса - Нанни Моретти, чья картина
"У нас есть Папа / Habemus Papam" участвовала в основном конкурсе прошлого года. Помимо него в состав звёздного жюри вошли французская актриса Эмманюэль Дево, палестинская режиссёр и актриса Хиам Аббасс, французский модельер Жан-Поль Готье, голливудские актёры Диана Крюгер и Юэн Макгрегор, режиссёры Александр Пэйн, Рауль Пек и Андреа Арнольд. Жюри программы "Особый взгляд" возглавил голливудский актёр Тим Рот.
Члены жюри на фотоколле перед открытием фестиваля
Смотреть дальше.
Нанни Моретти, Диана Крюгер
Эван МакГрегор, Диана Крюгер, Жан-Поль Готье
Эван МакГрегор
Жан-Поль Готье
Нанни Моретти
Эммануэль Дево, Хиам Аббасс, Нанни Моретти, Андреа Арнольд и Диана Крюгер
Александр Пэйн, Рауль Пек, Диана Крюгер, Жан-Поль Готье, Эммануэль Дево, Нанни Моретти, Хиам
Аббасс, Эван МакГрегор и Андреа Арнольд
В первый же день был показан первый из участников основного конкурса - фильм режиссёра Уэса Андерсона
«Королевство полной луны», который и послужил картиной, открывающей фестиваль.
Команда фильма "Королевство полной луны" на фотоколле
Смотреть дальше.
Тильда Суинтон
Брюс Уиллис
Брюс Уиллис и Билл Мюррей
Эдвард Нортон
Режиссер Уэс Андерсон
В этот же вечер состоялась и торжественная церемония, ознаменовавшая открытие фестиваля.
Красная дорожка
Джессика Честейн
Фрида Пинто
Ева Лонгория
Фан Бин Бин
Лена Ленина
Хофит Голан
Фиби Прайс
Ева Герцигова
Диана Крюгер
Тильда Суинтон
Алек Болдуин и Хилария Томас
Алек Болдуин и Джейн Фонда
Крис Пайн с подругой
Лана Дель Рей
Брюс Уиллис и Эдвард Нортон
Эван МакГрегор Эдвард Нортон
Виржини Ледуайен
Харви Вайнштейн
Билл Мюррей
Долорес Чаплин со спутником
Члены жюри 65-го Каннского кинофестиваля
Церемония
Беренис Бежо
Диана Крюгер
Беренис Бежо и Диана Крюгер
Жан-Поль Готье
Эван МакГрегор и Жан-Поль Готье
Брюс Уиллис
Перед гостями выступила певица Бетт Дитто
Opening Night Dinner
Ева Лонгория
Тильда Суинтон
Фрида Пинто
Беренис Бежо и Мишель Хазанавичус
Каролин Груози-Шойфеле и Ева Герцигова
Эван МакГрегор с супругой Ив Мавракис
Тильда Суинтон с коллегами по съёмочной площадке
Ну, и думаю многим будет интересно узнать, какие отзывы у критиков заслужил первый конкурсант (т.е.
«Королевство полной луны»), поэтому размещаю "заметки очевидцев", которые мне удалось найти в сети.
Наигравшись в куклы, режиссер «Семейки Тененбаум» и «Поезда на Дарджилинг» Уэс Андерсон привез на Лазурный Берег свой новый фильм «Королевство полной луны». Трогательная история о первой любви откроет сегодня вечером 65-й Каннский фестиваль. Читать дальше.
«„Праздность“ — это слово мы употребляем редко», — пишет редактор журнала Indian Corn, очередной номер которого любит почитать с утра глава скаутского лагеря «Иванхо» Рэнди Уорд (Эдвард Нортон в коротких штанишках). Но утро 2 сентября 1965 года праздным никак не назовешь: из палатки сбежал один из самых трудных ребят отряда № 55 Сэм Шуковски (дебютант Джаред Гилман). Пока Рэнди снаряжает поисковую группу, глава местной полиции капитан Шарп (Брюс Уиллис со страдальческим лицом) узнает, что приемные родители от Сэма отказались и не собираются принимать его обратно. А по-хорошему, парня надо бы выгнать из лагеря.
Несколько дней назад 12-летний Сэм Шуковски на церковном представлении истории о Ное и его ковчеге встретил девочку Сюзи Бишоп (дебютантка Кара Хэйуорд с сильно накрашенными глазами), переодетую вороной. Сюзи и Сэм моментально влюбились друг в друга и решили сбежать. Мистер и миссис Бишоп (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд), а также 55-й отряд скаутов во что бы то ни стало намерены вернуть беглецов. Тем временем на остров, где развивается действие, надвигается ураган.
Меньше всего ожидаешь услышать от Брюса Уиллиса фразу «Ну а я-то что должен делать?». В отличие от своих героев в боевиках, его капитан Шарп у Андерсона вынужден справляться с совсем юными «преступниками» и сожалеть о несбывшейся любви. Уиллис не смотрится инородным телом в актерском ансамбле «Королевства», где, помимо уже привычных Андерсону Билла Мюррея и эпизодического Джейсона Шварцмана, сыграли Эдвард Нортон, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон и Харви Кейтель. Как обычно, пространство, в котором существуют персонажи Уэса, дотошно выверено, немного стерильно, немного нереально, причудливо стилизовано и симметрично. Все реплики героев произносятся с серьезными лицами, отчего комический эффект усиливается, но при этом не доходит до абсурда — шутка ли, первая любовь?
Королевство полной луны — название пещеры, куда хотят сбежать Сэм и Сюзи. Для них это место полно тайн и загадок, и как раз об этом давно хотел рассказать Уэс Андерсон. Фильм стал вторым сотрудничеством режиссера со сценаристом Романом Копполой после «Поезда на Дарджилинг» и первым фильмом постановщика, где среди актерского состава преобладают дети. Как утверждает Боб Балабан, играющий в «Королевстве» рассказчика, Андерсон умудряется отлично справляться с детьми, несмотря на свой перфекционизм и множество дублей, которые проходят, пока маленькие звезды не сыграют так, как и надо. «Он работает с ними, как Стивен Спилберг», — говорит Балабан.
На пресс-конференции Билл Мюррей, обычно не очень жалующий прессу, охарактеризовал фильм Андерсона так: «Это то, что принято называть искусством. Ради таких фильмов мы вкалываем что есть сил и бесплатно. Все, что мы получаем взамен, — это поездка на Каннский фестиваль!» Отметим, что уже второй раз подряд Канн предпочитает в качестве фильма открытия картину с комедийным оттенком — как и «Полночь в Париже» в прошлом году. Утром возле отеля «Карлтон» давал представление еще один комик — Саша Барон Коэн, вышедший к фотографам в образе генерал-адмирала Аладина из фильма «Диктатор». Аладин дал небольшую пресс-конференцию, сел на верблюда и отправился по магазинам. Появится ли диктатор Республики Вадия на красной дорожке Канн на церемонии открытия, пока не известно.
После утреннего пресс-показа фильма Андерсона в зале «Дебюсси» раздались аплодисменты, пусть и не очень продолжительные. Журналисты не любят хлопать в ладоши, но иногда выражают свое отношение к просмотренному. Судя по всему, большинству картина понравилась.«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom) Уэса Андерсона идеально подошло для открытия: в фильме много звезд и много искусства, приятного во всех отношениях. Читать дальше.
Предыдущие два года фестиваль тоже открывался американским фильмом, но Ридли Скотт в 2010 г. и Вуди Аллен в 2011-м выступали вне конкурса, а Уэс Андерсон — участник соревнований и каннский дебютант (хотя у него — после «Академии Рашмор» и «Семейки Тененбаум» — почти культовый статус).
Картины Уэса Андерсона любят за мягкую, слегка абсурдистскую иронию, принципиальный инфантилизм и дизайнерскую выверенность каждого кадра. «Королевство полной луны» полюбят за то же самое. А тем, кто не полюбит, скажут, что у них нет сердца, вкуса и чувства юмора. Время действия — 1965 год, место — скаутский лагерь на острове в Новой Англии, герои — в коротких штанишках. Сюжет — целомудренная любовь 12-летних мальчика и девочки, их побег от родителей и воспитателей и сопутствующая кутерьма: ищут пожарные, ищет милиция, а пионеры играют в «Зарницу». Все это вправлено в изящную музыкальную рамку из сочинений Бриттена: фильм начинается с чтения его хрестоматийного «Путеводителя по оркестру для самых маленьких», а хор мальчиков репетирует оперу «Ноев ковчег», что весьма предусмотрительно, потому что история поиска влюбленных беглецов закончится потопом.
Брюс Уиллис играет грустного шерифа, Эдвард Нортон — малахольного вожатого скаутов, Билл Мюррей и Фрэнсис Макдорманд — родителей героини, изучающих руководство по воспитанию трудного ребенка, Тильда Суинтон — шапокляк из социальной службы, которая воспитывает трудных детей электрошоком. Почти в конце появляется Харви Кейтел с усами, как у Папанова в «Бриллиантовой руке», — лишь затем, чтобы стать комической жертвой стихийного бедствия.
По дизайну «Королевство полной луны» похоже на мультфильм. Пейзажи за спинами героев выглядят нарисованными, интерьеры — кукольной декорацией в разрезе, а скаутский штаб на верхушке сосны напоминает о свойственном анимации веселом пренебрежении законами физики. То есть со вкусом, юмором и сердцем в «Королевстве полной луны» полный порядок. Это настолько безупречно-приятное кино, что его можно продавать в сувенирной лавке.Открылись Канны премьерой «Королевства полной луны» Уэса Андерсона, с которым, по большому счёту, всё было ясно — в хорошем смысле слова — ещё из трейлеров и сопутствующей прикладной, печатной и цифровой продукции. Как и ожидалось, случилось чудо, по крайней мере, визуальное; триумф дизайна, декора и 16-миллиметровой плёнки. Андерсон снял эдакое пионерское, в оригинальной редакции — бойскаутское, очень «книжное» ретро, не двинувшись с тех позиций, откуда обычно ведёт свой диалог со зрителем: он остр на язык, внимателен к мелочам, полон гротеска и одновременно трогателен, инфантилен и удивительно, совсем не по-фестивальному, лёгок.