Долгое время я наблюдала за тем, как этой картине присуждаются премии одна за другой, не имея возможности увидеть и оценить справедливость подобной щедрости кинокритиков и просто любителей кино и сгорая от любопытства: что же такого особенного может быть в обычной драме, чтобы так торжественно шествовать по мировым фестивалям и кинопремиям? То, что увидела я, не показалось мне настолько "шедевриальным", как это можно предложить, если судить по количеству врученных создателям картины наград. Картина неплохая, чем-то даже напоминает участника другого фестиваля прошлого года - фильм "Резня / Carnage" - обе картины объединяет одна тематика: люди склонны создавать проблемы из ничего, превращая муху мнимых ценностей в слона разрушенных судеб. Признаюсь честно, для меня арабский восток, поклоняющийся мусульманству, всегда представлялся как весьма властное патриархальное общество, в котором нет места проявлению индивидуальности и тем более хоть какой-то самостоятельности для женщины. Поэтому "Развод Надера и Симин" имел для меня больше даже культурную нежели кинематографическую ценность: я впервые узнала, что, оказывается, в Иране религиозность - это дело сугубо личное и выбор каждого; и хоть платок женщина обязана всё равно носить, тем не менее она имеет право выбирать по какому пути строить свою судьбу, имеет право на самостоятельность, может работать и даже требовать развод. И именно разногласия старого и этого нового мусульманского мира положены в сюжетную основу этого фильма: религия, без её приведения в соответствие с усложняющейся социальной структурой общества, просто оказывается неспособной помогать человеку не то что жить, а выживать в жестоком мире конкуренции и безразличия, превращаясь из спасательного круга, держащего бессмертную душу на плаву в океане бед и несчастий, в камень, привязанный к шее утопленника. Впрочем, виноваты здесь больше даже не религия, а сами люди - своим равнодушием и нежеланием "сострадать" они губят не только чужие, но и свои судьбы.

Итог: Я не знаю, как название фильма звучало в оригинале, но по смысловому содержанию это явно не "Развод", это всё таже "Резня" - в погоне за мнимой мечтой, повинуясь желанию обрести счастье, люди разрушают всё то хорошее, что уже умеют в своей жизни, превращаясь в свору злобных собак, накидывающихся друг на друга и стараясь отобрать обглоданную кость мнимого благополучия. Эта иранская картина, конечно, имеет большую ценность для своего зрителя, но и любой европеец при желании сможет найти аналогии в своей собственной "цивилизованной" жизни.

Оценка: 9 из 10.