Пятый день в Венеции принёс четыре премьеры. Две из них - из конкурсной программы:
"Стыд / Shame" и
"Материк / Terraferma" (основной конкурс), а также "Сэл Минео: Биография / Sal" (пост-обзор на этот фильм будет оформлен позже, когда появится необходимая для этого информация о фильме) - от режиссёра в лице Джеймса Франко (фильм, правда, не в основной конкурсной программе, а в секции "Горизонты"). Четвёртая картина демонстрировалась вне конкурса - это
"Дикая Саломея / Wilde Salome" Аль Пачино. Впрочем сам актёр приехал не просто представить свой режиссёрский дебют, но и получить награду - в этом году Венеция присудила ему почетную награду Jaeger-Le Coultre.
Ну, а теперь перейдём к самому главному - отзывам о картинах.
"Сэл Минео: Биография / Sal":Благодаря новостям и церемонии «Оскар» Джеймс Франко производит впечатление не совсем адекватного человека. По виду — какой-то укурок, по действиям и того хуже, совсем маньяк: из университетов не вылезает (учится ли вообще там?!), снимает какие-то документалки про порнушку — странный, в общем, мужчина. Однако на пресс-конференции в Венеции по случаю своей новой режиссерской работы «Сэл Минео: Биография*» Франко полностью перевернул все представления о себе. Это умный интересный человек, который говорит много, связно и по делу. Смотрит при этом, правда, в стол — но мы заподозрили, что на самом деле глаза Джеймса немного косят. Отсюда, кстати, и его «укурочный» рассеянный взгляд. На деле же Франко вполне себе адекватный и грамотный товарищ. Читать дальше.
Здесь Франко называют молодым кинематографистом и представляют в программе «Горизонты», что странно. Дело даже не в возрасте: на счету Джеймса шесть режиссерских работ и куча сценариев, а также приобретенных продюсерских проектов. Однако всерьез его пока никто воспринимать не хочет — возможно, потому, что проекты он выбирает странные и некомфортные. История писателя, сдружившегося с шимпанзе, или еще одного писателя, который подсел на наркоту — или вот голливудского актера-гомосексуалиста Сэла Минео, убитого якобы случайным грабителем в расцвете лет. Про документалку о трудовых буднях порноиндустрии вообще молчим. Все как-то непонятно, в какие категории записывать, так что — «молодой кинематографист». Франко относится к этому философски, просит не щадить его и критиковать, так как с голоду он не умрет благодаря «Человеку-пауку» и «Восстанию планеты обезьян».
«Сэл» — не академическая биография, а как описывает сам Франко, эмоциональная. Он сам снялся во многих биографических картинах, сыграл Джеймса Дина, Скотта Смита в «Харви Милке», и везде это были традиционные байопики. «Когда кинематографисты используют необычный подход к байопику, им удается рассказать более интересную историю, — считает Джеймс. — Кино может рассказать эмоциональную, а не фактологическую историю персонажа, уловить его дух».
Франко узнал о Сэле Минео, когда играл Джеймса Дина: Минео и Дин сыграли в картине «Бунтовщик без причины». Сэл с детства снимался в кино и прославился работами в телесериалах — из того, что мы знаем, это «Гавайи 5-0» и «Коломбо». Забавно, но он также снялся в «Бегстве с планеты обезьян» — учитывая последний фильм Франко, это более чем символично. В 1976 году в возрасте 37 лет Минео был убит, и причины его смерти до сих пор не ясны. Все сваливают на грабителя, но поговаривают, что это было политическое либо же гомофобное убийство.
«Сэл воплощает трагедию большинства творческих людей: они с огромной страстью относятся к своей работе и не получают должного уважения, — очень серьезно рассуждает Франко. — Когда его убили, таблоиды писали, что это связано с наркотиками или его любовниками, и память о Сэле была очернена этими домыслами. Наш фильм рассказывает о чувствительном и добром артисте в последние часы его жизни. Он больше не мог играть, как раньше, а когда человек не может выразить себя, это настоящая трагедия. По этой причине я и захотел снять о нем фильм: хотел показать эту проблему».
Можно заметить, что Франко как режиссера и сценариста вообще интересуют подобные личности. Год назад он снял «Разрушенную башню*» о поэте Крейне, покончившего с собой из-за творческих неудач — маленькую картину с маленьким бюджетом, но на ту же тему. «Сэл» — гораздо масштабнее и по бюджету, и по съемкам, и Франко вполне здраво и правильно рассуждает на тему коммерческого и высокодуховного. «Кино — это бизнес. Инвесторы хотят вернуть деньги, которые они в тебя вложили. Конечно, фильм о Сэле не может быть блокбастером, но я попытался найти способ сделать его интересным, чтобы у него был бокс офис. Мы ответственно снимали кино и были уверены: никто не обвинит нас в том, что мы транжирим деньги. Наш фильм мы сняли по творческим причинам, но при этом сняли развлекательное кино». Золотые слова. Нашим «молодым кинематографистам» — и старым тоже – записать огненными буквами на лбу.Фотоколл фильма "Сэл Минео: Биография / Sal"
Красная дорожка фильма "Сэл Минео: Биография / Sal"
"Дикая Саломея / Wilde Salome":Любопытный эксперимент представил на фестивале Аль Пачино: документалку собственного изготовления «Дикая Саломея*», в которой рассказывает о том, как он ставил спектакль «Саломея», снимал сам спектакль и фильм о нем, попутно рассказывая нам об Оскаре Уайльде, авторе пьесы. Пачино, оказывается, давно одержим Уайльдом, но до его постановки добрался только сейчас. В спектакле он сыграл царя Ирода, а роль Саломеи отвел Джессике Честейн — и она, товарищи, совершенно божественна! Соблазнительная, невинная, дерзкая, трогательная — Джессика любая, она завораживает, пленяет тебя в этом образе! Вот кого не хватало Кроненбергу в «Опасном методе»! Если бы Джессика сыграла Сабину Шпильрайн — умную и сильную женщину, в общем-то — мы бы обрыдались на ее с Юнгом историей. Что касается «Саломеи» — здесь интересно следить за кухней Пачино как актера и режиссера, но не более. По мне, ему было бы лучше снять спектакль целиком, превратив его в телефильм, а производственный процесс пустить бонусом на DVD. В любом случае, вы, опять же и к сожалению, вряд ли посмотрите этот фильм: покупать его лучше для ТВ, а не выпускать в прокат — сделка, в общем, не состоится.В своей режиссерской работе Аль Пачино представляет собственное видение театральной постановки по пьесе Оскара Уайльда, в которой он играл короля Ирода. «Дикая Саломея» объединяет в себе документальные съемки, художественный вымысел и импровизацию. Главную роль исполнила Джессика Честейн (также игравшая в «Древе жизни» – фильме-победителе Каннского кинофестиваля). Днем Аль Пачино и Джессика позировали на фотоколле, а вечером вышли на красную Palazzo del Cinema. «Я сделал такую попытку… сотворить историю. Мне нравится говорить, что это документальный фильм, поскольку это не совсем художественная лента. Но в то же время это не чистая документалистика, и меня это несколько смущает», – рассказал Аль Пачино после показа.Фотоколл фильма "Дикая Саломея / Wilde Salome"
Красная дорожка фильма "Дикая Саломея / Wilde Salome" и церемония награждения Аль Пачино
Аль Пачино и Лючия Сола
Джессика Честейн, Аль Пачино и Лючия Сола
"Стыд / Shame":Вид сверху: Майкл Фассбендер лежит на кровати на простыне голубого цвета, красиво оттеняющей его голубые глаза. Он не моргает и не дышит, и мы уже беспокоимся, что он мертв — но тут он резко встает и двигается в душ. Далее за 15 минут фильма мы видим Фассбендера фул фронтал и бэк раза три, он успевает заняться сексом с парой девиц, пописать в унитаз под сообщения от подружек на автоотвчетчике, подрочить в ванной дома и в туалете на работе, посмотреть порнушку (опять же, под сообщения на автоответчике) и опять заняться сексом. Добро пожаловать на фильм «Стыд*» Стива Маккуина. С самого начала ясно, что у Фассбендера с ЭТИМ все много и в порядке. И, слава богу, ЭТИМ картина не ограничивается. Читать дальше.
«Стыд*» — фильм не о сексе, а о пустоте и одиночестве. Герой Фассбендера Брэндон — ирландец, живущий в Нью-Йорке, и у него в жизни явно что-то случилось. Мы так и не узнаем, что — и, по большому счету, это неважно. Главное — сейчас Брэндон сломанный, одинокий и несчастный человек, и свою боль он пытается заглушить сексом во всех его проявлениях. Кто-то в таких случаях пьет, кто-то объедается на ночь, а Брэндон трахает все, что движется. При этом любое проявление человеческих отношений пугает его до смерти: проституток, виртуальных и реальных, он дерет как зверь, а вот с женщиной, которая ему по-настоящему понравилась, у него случается мгновенный конфуз. Ему ничего не стоит закадрить в баре красотку и найти любые подходящие слова и действия, но с родной сестрой Сэсси (Кэри Маллиган) общение превращается в мучительную пытку. Сэсси появляется в его жизни внезапно, нарушает рутину бытия и служит катализатором для самокопаний, попыток понять себя и что-то изменить в жизни. Полтора часа мы следим за тем, как пустота и боль сжирают Брэндона изнутри — и, к сожалению, для него нет выхода в этой жизни. Маккуин не дает ответов на вопрос «что делать и как быть», и у его героя нет просвета. Мы не зря приняли его за мертвого в начале картины: он, по сути, такой и есть.
У картины — изумительная операторская работа и саундтрек, не говоря уже об игре Фассбендера и Маллиган. Майкл не только крутит членом: скупыми эмоциями и сухими фразами, одними глазами он передает всю глубину пропасти, в которую попал его герой. Одна из мощных сцен — в финале, когда идет дождь, Нью-Йорк пуст, и Брэндон рыдает на тротуаре после всех прожитых метаний. Очень тонко и аккуратно Маккуин расставляет намеки, что Брэндон разочаровался в семье, что с сестрой его связывают какие-то уж слишком непростые и надрывные отношения, и именно это довело его до такой ручки. Отношения и семья для него — самое желанное и недоступное, так как все, с чем сталкивается Брэндон — это ложь. Только что Сэсси кричала в трубку бывшему бойфенду, что любит его и не может без него жить — и вот уже спит с боссом Брэндона, у которого, в свою очередь, жена и дети. В начале фильма Брэндон не прочь развлечься с попутчицей в метро, у которой красивое обручальное кольцо на пальце. В финале, когда девушка дает ему понять, что согласна на приключение, он смотрит на нее едва ли не с ненавистью. Люди лгут, и это так больно, что лучше остаться одному — и попасть в ловушку, когда одному еще больнее.
Игра Фассбендера, повторюсь, филигранна. Он неистовый и несчастный, скрученный, как пружина, болезненный и маскулинный одновременно. Открывающая сцена флирта в метро сделана и сыграна так, что не оторваться. Роскошна и Кэри Маллиган: живая, дерганная, несчастная — мы еще не видели ее такой. Эта парочка прекрасно изображает изломанных людей, у которых только и есть в жизни, что они сами, но они и этого не ценят. Единственная проблема, которая может возникнуть при просмотреть — женщинам сложно соотнести себя с героем и его проблемой. Мне никогда не постичь, что физически чувствует герой, который в отчаянии трахается с кучей женщин и плачет при этом горькими слезами. Это очень мужская линия поведения. Такие женщины тоже, конечно, есть, но их гораздо меньше, чем представителей мужского пола. Поэтому мы, дамы, фильм воспринимаем скорее головой, нежели сердцем, как это было с тем же героем Матье Амальрика в «Курице со сливой», чья история любви универсальна и пробивает на слезу.
Стив Маккуин поясняет, что если его первый фильм с Фассбендером «Голод» был о мужчине, лишенном свободы, то «Стыд*» — картина о человеке со всеми современными западными свободами, который при этом превращает свое тело в личную тюрьму. Тема, честно говоря, не нова: еще у Теннеси Уильямса есть цитата «Все мы пожизненно заключены в тюрьму из собственной оболочки». Но Маккуин берет эту нашу беду и показывает ее очень выпукло и физиологично, доводя до ужасного гротеска. Он говорит о том, какое гипертрофированное значение люди придают сексу в наши дни. О том, что мы слишком замыкаемся на себе и своем мирке. Что без любви мы все — кимвал звенящий, и только.
Пресс-конференция по фильму прошла как-то скомкано. Маккуин говорит на британском диалекте, понять его сложно в принципе, а у Фассбендера микрофон был так далеко, что его почти не было слышно. В целом спрашивали про то, почему Маккуин снимал в Нью-Йорке (потому что любит этот город, он красивый и все такое) и не было ли Фассбендеру стыдно и некомфортно сниматься в эротических сценах. Было, конечно, и Майкл старался выложиться сразу же по-максимуму, чтобы сделать как можно меньше дублей и никого больше не мучить: ни себя, ни партнерш, ни остальных людей на площадке. Как он готовился к роли? Просто прочитал сценарий и делал то, что велели. Жаль, мы рассчитывали на рассказ о тоннах просмотренного порно.
«Стыд» пока что не куплен для нашего проката, и я надеюсь, что кто-нибудь из дистрибьюторов срочно исправит эту оплошность. Подозреваю, что «Стыду» дадут какой-нибудь приз на фестивале, что будет вполне заслуженным.Сводный рейтинг последнего номера Variety обозначил нового любимца фестивальной критики, которым стал Стыд - вторая картина Стива МакКуина.
Как сообщает лаконичный пресс-релиз, Голод (дебютный фильм Маккуина) был о заключенном, добивающемся свободы разума через уничтожение своего тела, Стыд же рассказывает о свободном человеке, который делает свое тело тюрьмой. Читать дальше.
Главный герой, которого снова играет Майкл Фассбендер, - успешный менеджер, убежденный холостяк и раб своей похоти. На пути к её бесконечному удовлетворению встает младшая сестра (Кэрри Маллиган) - перекати-поле, жалкая певичка, приехавшая в Нью-Йорк, чтобы развлекать посетителей ресторана. Сестра, несмотря на сопротивление брата, заселяется в его роскошной квартире с видом на залив, разом превращает жилище и разум дорогого родственника в бардак. Теперь ему становится неловко приводить домой случайно подцепленную красотку, даже онанировать приходится в ванной и на работе.
Как только менеджер теряет возможность следовать властному голосу своих гениталий, он начинает некрасиво фрустрировать, обижает красивую коллегу-негритянку с неприемлемыми планами приватизировать его личную жизнь и, конечно же, старательно ненавидит прилипчивую сестру.
Голод был прекрасен необычными экспериментами с формой, которые своей детальной избыточностью по большому счету затмевали сюжет и снимали все вопросы к правдоподобности. Стыд решен совсем в другом, предельно реалистическом ключе, становящимся вызовом одновременно для режиссера, актеров и зрителя. Предел доверия последнего МакКуин неоднократно испытывает категоричностью поступков героев, это мешает вопринимать сюжет как жизненную историю, а страсть режиссера к деталям местами опускается здесь до затяжной документации мочеиспускания. Как и в случае с Альпами, Стыд выглядит попыткой талантливого начинающего режиссера не повторяться, выражением комплекса подтвержденной предыдущим фильмом полноценности.И снова в центре внимания прессы на Лидо оказался Майкл Фассбендер. У актера в этом году сразу два фильма в конкурсной программе Венецианского киносмотра. «Опасный метод» уже показали, а сегодня утром Фассбендера можно было увидеть в роли сексоголика в эротической драме Стива МакКуина «Стыд». Читать дальше.
Брэндон — типичный обитатель офисов Манхэттена. Он хорошо одет, прекрасно сложен, аккуратно повязывает шарф и живет в квартире с видом на город, который никогда не спит. Брэндону что-то около тридцати, но в его жизни нет никого, кроме постоянно названивающей сестры Сисси (Кэри Маллиган). Главное в жизни героя — секс. Брэндон не пропускает ни одной юбки, ублажает себя даже на работе, вызывает проституток, сидит в видеосекс-чатах и держит дома огромную коллекцию порнографии. Друзей у Брэндона тоже нет, впрочем, не очень-то ему они и нужны. Замкнутый и отстраненный, Брэндон являет собой образец классического жителя большого города — под красивой оберткой скрывается душевная пустота, которую чем-то надо заполнять. И Брэндон трахается напропалую, пока в его квартире не появляется Сисси и не переворачивает его уютный сексуально одержимый мирок.
Кэри Маллиган прекрасна в роли истеричной сестры Брэндона, зарабатывающей на жизнь пением в ресторанах. Песня «New York, New York» в ее исполнении полна тоски и драмы. Стив МакКуин на пресс-конференции признался, что всегда считал эту композицию блюзом: «Вы послушайте текст, он же невероятно грустный». Большие и печальные глаза Сисси лишь однажды оживают, когда она флиртует с начальником Брэндона, Дэвидом. Брат устраивает ей выволочку: начальник женат, поэтому отношения обречены. При этом Брэндон сам в отношения не верит, и когда ему все-таки понравится девушка, то его собственное тело его подведет.
Про этот фильм можно говорить бесконечно. Начиная с того, что поклонницы Майкла Фассбендера смогут рассмотреть своего любимца во всей красе (удивительно, как актер не постеснялся сниматься в столь откровенных сценах), заканчивая тем, как Манхэттен МакКуина похож на Лондон и насколько тонко подобрана музыка, сопровождающая, например, сцену секса героя Фассбендера с двумя девушками. Эротика — да. Жесткая? Да. Порнография? Отнюдь. Вместо сексуальной у Брэндона могла быть любая зависимость, но МакКуин выбирает наиболее опасный для проката путь. Парадокс: кинематограф может принять кино о наркоманах, об алкоголиках, об азартных людях, но принять основной инстинкт как лейтмотив серьезной драмы — ни за что. Поэтому секс остается уделом фестивального кино и поделок Тинто Брасса.
Конечно, в связи с картиной МакКуиина вспоминаются и книги Брета Истона Эллиса, которого режиссер очень любит, и картина «Удушье» по одноименному роману Чака Паланика. Там Сэм Рокуэлл тоже был сексоголиком, но его зависимость показывалась в более карикатурном свете. МакКуин смело препарирует самые сокровенные моменты человеческой жизни, не оставляя за кадром ничего. В «Стыде» нет места возне в темноте под одеялами, нет пуритански отворачивающейся камеры, нет даже намеков — все действия героя кристально ясны, додумываться не придется.
Герой Фассбендера — сексоголик и ханжа одновременно. Он несчастен и вместе с тем смешон в своей одержимости. Он даже не пытается разобраться в себе. Его моральный компас сломан, но герой об этом не догадывается. Он плывет по течению, соответствуя всем требованиям общества к современному мужчине: хорошая работа, высокая зарплата, дизайнерская мебель в своей квартире и много-много секса. Возможно, иногда стоит притормозить и уделить больше внимания дизайнерской мебели.
Остается надеяться, что прокатная судьба «Стыда» в России будет успешнее, чем у многих других фестивальных картин.
И последнее. Мы совсем упустили из виду вопрос о том, как Фассбендер снимался в откровенных сценах. «Очень быстро! Чтобы не доставлять дискомфорт себе и окружающим — им же тоже неудобно! Поэтому я старался сделать все с одного дубля».«Стыд» Стива МакКуина, чей дебют «Голод» делал новую работу по меньшей мере многообещающей, еще раз явил венецианской публике прекрасного Майкла Фассбендера. Если в «Опасном методе» Фассбендер по воле Кроненберга пребывал в тени могучего Мортенсена, то здесь актер в эпицентре зрительского внимания. Снова — после «Опасного метода» — темные стороны сексуальности, пограничные состояния и психоанализ. Герой Фассбендера (двоюродный брат «американского психопата», по замечанию одного критика) — нью-йоркер, страдающий сексуальной зависимостью. Сам фильм грозил обернуться грандиозной, хотя бы из-за венецианской площадки, сложносочиненной провокацией, но кинематографический дар МакКуина уже во второй раз выводит готовый продукт на тот уровень, где начинается настоящее искусство. Добавьте сюда экстраординарную работу Фассбендера, рискованное использование актерских талантов Кэри Маллиган, играющую сестру протагониста, и получите еще одного фаворита критиков.Фотоколл фильма "Стыд / Shame"
Майкл Фассбендер, сценарист Эби Морган и Стив Маккуин
Красная дорожка фильма "Стыд / Shame"
"Материк / Terraferma":Нечасто снимающий Эмануэле Криалезе («Новый Свет») привез в Венецию свою новую картину «Твердая земля» (Terraferma), работающую на территории великих отцов неореализма. В центре сюжета — старик Эрнесто, капитан рыболовецкого судна, приютивший после шторма изможденных беженцев из Африки (беременная женщина с сыном) и теперь вынужденный противостоять своим домочадцам, желающим сдать их властям. Несмотря на очевидную социальную заряженность и, чего уж там, актуальность (Европа и нелегальные иммигранты), главную роль в «Твердой земле» играет природа. Впрочем, для Криалезе это совсем не новшество: в 2002 году режиссер снял чудесную, очень воздушную историю «Дыхание» до краев наполненную Средиземноморьем. По окончанию фильма зал грохнул аплодисментами, а критики занесли пылкую и страстную «Твердую землю» в число главных претендентов на победу.
Фотоколл фильма "Материк / Terraferma"
Тициана Лодато
Донателла Финокьяро
Миммо Кутиккьо, Филиппо Скарафиа, гость (так было подписано у источника), Джузеппе Фиорелло, Донателла Финокьяро, режиссёр Эмануэле Криалезе, Мартина Кодекаса, Филиппо Пучилло и Тициана Лодато
Красная дорожка фильма "Материк / Terraferma"
Фотографии с сайтов: , , celebrity-gossip.net и zimbio.com.