Разные фильмы становятся незабываемые по разным причинам. Некоторые благодаря применению и практической реализации новых технологий в спецэффектах, наполняющих картину неповторимой зрелищностью, другие – благодаря либо удачно переданному образу существующего в реальной жизни человека, либо благодаря рассказанной в фильме истории этого реально существующего / существовавшего человека, когда уже эта история сама по себе способна «восхитить» . Что ещё может заставить нас «ахнуть» при просмотре? Идея. Новая идея, что-то такое, что поразит наше воображение и заставит удивиться: «Ух ты, и как это они додумались?!» Эффект от производимого на зрителя впечатления будет сильнее, если в сюжете будет присутствовать «любовная линия» - хоть в реальной жизни и строим мы из себя таких «чёрствых сухарей», в фильмах любим наблюдать за сердечными терзаниями главных героев – возможно потому, что это помогает нам «ощущать», «чувствовать» при просмотре – ведь большинству из зрителей не суждено понять, что на самом деле испытывал * из картины «В погоне за счастьем», пытаясь осуществить свою мечту и стать брокером. Надеюсь многим не суждено изведать на вкус страх перед смертью, который испытывали пассажиры «Титаника». Но мы прекрасно знаем (или хотя бы догадываемся), что значит любить, переживать и беспокоиться за любимого человека, будь то ребёнок, родитель, друг или «вторая половинка». Это то, что делает многие картины более близкими и доступными для нашего понимания. Возможно именно потому, что такие фильмы легче всего понять и прочувствовать, многие предпочитают смотреть мелодрамы – фильмы о реальных людях, а не о каких-нибудь «уникумах», которые «единично» встречаются в нашем мире, фильмы, «посвящённые» исключительно любви. Но ведь это слишком просто. И потому, после просмотра очередной банальной мелодрамы недовольно ворчим: вот, мол, опять «банальщину» наснимали и радуются. Так к чему это всё я? Это я так «тонко» пытаюсь подвести к объяснению ценности фильма, которому и посвящена эта рецензия. Пытаюсь логически сделать вывод и ответить на вопрос: «Чем эта простенькая картина заслужила Оскар?» Начну с того, что не смотря на то, что большая часть картины смотрится в соответствии с жанром «детектив», финал превращает картину в драму (любовную, конечно) в чистейшем виде. Т.е. «ядром», «смысловым стержнем» в ней является всё та же любовь, позволяющая нам становится частичкой происходящего в картине. Это во-первых. Во-вторых, в картине есть эта история, которая способа нас изумить – т.е. картина, её сюжет придумывались не на пустом месте, а тема, затронутая создателями не «высосана из пальца». Почему это так важно? Потому, что это делает все два часа просмотра не потраченными зря, это те два часа, которые заставят нас задуматься, после просмотра оставят пищу для ума, и пусть и на сотую долю, но изменят наш внутренний мир. Это два часа, которые смогут нас чему-то научить, сделать мудрее, что ли. И вот эта «практическая полезность» делает данный конкретный фильм произведением искусства в прямом смысле слова. Что же, история, идея, любовь – в данном фильме есть все (за исключением спецэффектов – но здесь они были бы просто неуместны) элементы кино, которое не позволит себя забыть. Что за идея? Думаю, лучше один раз увидеть, чем тысячу рас прочитать. Так что лучше просто посмотрите фильм. Но то, что поразило меня, начиналось во фразе, которую, наверное, я никогда не забуду: «Есть что-то, что ему никогда не изменить. Ни тебе, ни мне, ни кому. Это страсть. Можно поменять всё: лицо, дом, семью, женщину, религию, Бога. Но одно остаётся неизменным – от страсти не уйдёшь.» Не важно, в каком контексте и к чему были произнесены эти слова, важно то, что они дали понять главному герою и зрителям вместе с ним: «настоящей» мы называем лишь ту любовь, которая превращается в нашу страсть. Она становится центром нашей жизни. И даже если мы осознанно уйдём от неё, бессознательно всё равно вернёмся к ней. Время, прошедшее с момента «ухода» до момента «возвращения» будет лишь потрачено в пустую. Или нет? Может всё на самом деле не так страшно? Может и можно прожить жизнь, незаполненную страстью? Да, если для вас ваша страсть не выражается в любви к другому человеку.
Итог: Фильм однозначно стоит посмотреть. Пусть даже события в картине развиваются прямолинейно, по правилам детективов (хотя поклонникам Финчера должно понравиться), финал заполняет потраченные на просмотр часы смыслом. И после просмотра я в который раз убедилась в том, что никакие спецэффекты не сравнятся с «идеей» - наличием в картине логического финала, в котором происходит «зарождение» мысли, формирующейся с самого начала картины и поднимающей наше восприятие на новый психологический уровень.
Оценка: 10 из 10.