""Быдло" думает, что оно круче, но думать так позволяем ему мы." Именно так, вернее почти так, думал серьёзный хмурый школьник Кристиан, наблюдая за тем, как "крутые ребята" из его новой школы, в которую он был вынужден перейти после смерти матери, издеваются над Элиасом лишь потому, что он - швед и имеет неправильный прикус. Насколько бывают жестоки дети, мы все хорошо знаем. Точно также знаем, что (во всяком случае, пока что) наше великолепно сложенное социальное общество не может справиться с преступностью, и не только детской, но и "той", которую "организуют" выросшие маленькие злодеи. Ведь за каждым таким "малолетним злодеем" стоят любящие родители, оберегающие честь и достоинство своего чадо. И то, что их отпрыск - просто-напросто уже законченный моральный урод, никогда не сможет дойти до их сознания (точно также, как писатель отказывается понимать, что его роман, который он создавал на протяжении многих лет, на самом деле "никудышный"). Точно также, как большинство родителей в таких случаях, родители Софуса - главного зачинщика, задиры и просто обидчика всех слабых (лишь потому, что он выше и сильнее большинства "малолеток" в школе) не понимают, что причиной всех неприятностей в школе является их собственный сын, стараются "помочь" всем и вся, проводя задушевные разговоры о том, как нужно воспитывать детей и как бороться с "психологической застенчивостью и изолированностью" ребёнка (подразумевая Элиаса), тяжело переживающего (по их мнению) развод родителей. В принципе обвинить их в "неуместной назойливости" нельзя, так как все мы склонны сваливать свои собственные неудачи и ошибки на других. Единственный, кто не согласен с таким положением, - Кристиан. Избрав политику невмешательства "настоящего человека" (ну, знаете, как в стихотворении Киплинга: "Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой"), паренёк не поощряет ни трусости Элиаса, неспособного постоять за себя, ни несправедливой жестокости Софуса, явно давая понять, что не является сторонником его "идей" и вообще ему на него (Софуса) далеко по ... , чем в конечно итоге нарывается на неприятность. Хотя на неприятность нарывается скорее Софус: Кристиан, убеждённый, что обидчика обидеть нужно ещё сильнее, и тогда, не только сам обидчик, но и все остальные не посмеют его тронуть больше никогда, показывает Софусу, "где раки зимуют". Но в своём "мщении" мстит лишь за себя ("Не смей больше никогда МЕНЯ трогать"). Что же дальше? Думаете, начинается непрерывное "око за око, зуб за зуб"? А вот и нет. Родители обеих сторон не хотят "углубляться" в конфликт и стараются по-быстрее "замять" и "убрать в прошлое" неприятную ситуацию. Софус, пострадавший так, как не пострадала ни одна его жертва, получает суровый урок на всю жизнь: прежде, чем нападать, нужно хорошенько изучить свою жертву. А то можно и нарваться... А с таким подходом, парень скорее всего больше никогда не рискнёт "искать приключений". Трусом-то, конечно он станет, защитника слабых из него уж точно не получится, но вот обижать кого-то скорее уже не будет. И на том спасибо. Что называется, вовремя "мозги вправили". Но вот "мозги вставить" можно только ребёнку. А взрослый человек, в абсолютном большинстве случаев, если уже "быдло" - так "быдло". Навсегда и "прочно". Но для маленького "поборца справедливости" этого не понять. И свои убеждения Кристиан пытается привнести и во "взрослый" мир, в котором уже вступает в силу другой закон: зло порождает лишь зло. И сопротивляясь ему, невозможно не испачкаться в дерьме. Иными словами приходится идти на жертву, принося в качестве "дара Богам" самих себя. И только теперь Кристиан понимает, что на самом деле в реальном мире каждый взрослый пытается балансировать на грани добра и сопротивления злу (добром, которое не побороть). Впрочем, это лишь основная линия сюжета. А есть ещё второстепенные, в которых вопрос сопротивления злу и прощения дублируются, но уже во "взрослом мире" (в частности это врачебная практика отца Элиаса в Африке, его отношения с женой, после измены и т.д.).
Таким образом, вся картина строится на противопоставлении добра и зла, мщения и прощения, при чём "противоборство" происходит не только в развитой цивилизованной Дании, но и на просторах дикой нищей Африки (ведь действительно, что много веков назад, что сейчас - всё одно и тоже, т.е. наука, образование, технологии и т.д. не улучшают природу человека, они лишь "декорируют", "скрывают" (а не устроняют) примитивную злобную "натуру" человека). Сюзанн Бир пытается показать наш несовершенный мир глазами ребёнка, пытается решить извечные насущные проблемы, которые человечество не может преодолеть уже на протяжении нескольких столетий. Именно поэтому, картина не может оставить зрителя равнодушным. Именно поэтому она просто обязана найти "отклик" в душе каждого посмотревшего.
Итог: На мой взгляд, это самая сильная картина Оскара и Золотого Глобуса этого года. И даже не просто в категории "иностранный фильм", а вообще - среди всех. Смотреть обязательно.
Оценка: 10 из 10.
P.S.: Не совсем по теме, но трудно сдержаться. Картина "породила" новую крылатую фразу: "Быдло, оно и в Африке быдло".